Москву накрывают афганские наркотики

На модерации Отложенный

В Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по городу Москве во вторник подвели итоги 2008 года. Наркополицейские признают, что за 12 месяцев обстановка с незаконным оборотом наркотиков в столице заметных изменений в лучшую сторону не претерпела и по-прежнему остается очень сложной. Причем как в столице, так и в других регионах России наблюдается тенденция к изменению структуры поставок – легкие наркотики медленно, но верно замещаются более тяжелыми – в частности, веществами опийной группы. Именно они составляют около 60% конфиската по Москве.

Всего в 2008 году правоохранительными органами Москвы зафиксировано 12 тыс. наркопреступлений. Изъято 700 кг наркотических средств, в том числе 400 кг героина. Синтетические наркотики привозят в Москву из Голландии, Прибалтики и Санкт-Петербурга, «травку» – из Молдавии, Казахстана и Краснодарского края, а героин – из Афганистана транзитом через государства Средней Азии. За год московской ФСКН перекрыто два узбекских наркоканала и 18 каналов, по которым героиновые реки текли в столицу из Таджикистана.

«Если говорить о героине, то в Москву он в основном попадает по так называемому северному маршруту – из Афганистана через Узбекистан и Таджикистан, – сообщил корреспонденту РБК daily исполняющий обязанности начальника московского управления ФСКН генерал-майор полиции Василий Сорокин. – Потом наркотик перегружают на автомобильный либо железнодорожный транспорт. Возобновились и поставки героина авиационным транспортом, если судить по задержанным». Между тем наркоторговцы внимательно анализируют действия наркоконтроля, делают выводы из собственных поражений и меняют тактику.

По словам г-на Сорокина, в последнее время непосредственно в Москву героин крупными партиями не доставляется. Чтобы не привлекать излишнее внимание правоохранительных органов, его доставляют в близлежащие к Москве регионы или в Московскую область, где легче скрыться от ока наркополиции. А уже потом с помощью мелкооптовых комбинаций выводят на московский рынок – наиболее привлекательный в России.

Многие трудовые мигранты из лежащей на «северном пути» Средней Азии, а также некоторых других стран СНГ и регионов России сейчас в связи с кризисом остаются без работы, но не уезжают из Москвы к себе на родину и часто оказываются замешаны в различных уголовных делах. Василий Сорокин заметил, что, по данным ГУВД города Москвы, мигранты фигурируют в 45% общеуголовных столичных преступлений. При этом «мигрантский след» можно найти пока лишь в 15,8% преступлений, связанных конкретно с наркотиками. Самих москвичей «на дурмане» попадается значительно больше – они замешаны в 65% дел о незаконном обороте наркотических средств. Однако охранители правопорядка вынуждены констатировать, что изменения такого процентного соотношения в сторону увеличения «наркотической» активности иногородних россиян и граждан других государств в свете ухудшающейся экономической ситуации исключать нельзя.

«Мы будем отслеживать эти процессы», – подчеркнул генерал-майор Сорокин. Между тем в среде наркоторговцев существует определенное разделение труда по национальному признаку.

Как сообщил начальник московской ФСКН, граждане Таджикистана и Узбекистана чаще занимаются организацией героинового наркотрафика, исполняют функции поставщиков и курьеров. Для перевозки также используются и граждане РФ, в том числе женщины и малолетние дети, поскольку они привлекают меньше внимания. Есть факты сотрудничества организаторов наркотранзита с военными. Непосредственно распространением зелья в Москве занимаются граждане Азербайджана, цыгане и прочие местные дилеры.

На счету московской наркополиции в минувшем году имелось несколько чрезвычайно удачных операций. Г-н Сорокин заявил, что одним из самых громких раскрытых «наркотических» преступлений в 2008 году стало пресечение деятельности преступной группы, состоявшей из жителей Таджикистана, у которых в общей сложности было изъято порядка 30 кг героина. В феврале или в марте дело пойдет в суд. Говоря о наиболее действенных способах борьбы с наркоманией, г-н Сорокин признал, что, хотя, конечно, чем больше лиц, причастных к наркотрафику и обороту наркотиков, будет задержано и привлечено к ответственности, тем в большей степени удастся очистить город от наркотической скверны, но «одними лишь административными и репрессивными мерами» ликвидировать в столице проблему наркокриминала невозможно. Тем более что значительная часть преступных сообществ, в сферу интересов которых входят наркотики, ориентирована, судя по статистике, именно на афганский героин. Недавно глава федеральной ФСКН Виктор Иванов заметил, что есть основания приравнять его с точки зрения ущерба, наносимого населению нашей страны, к оружию массового поражения.

«России нужна новая афганская политика, – заявил РБК daily секретарь общественного движения «Антинаркотический фронт» Ильнур Батыршин. – У России сейчас нет осмысленной позиции относительно происходящего в Афганистане. Существует две точки зрения – либо вообще про него забыть, либо пассивно наблюдать за тем, что там делают войска НАТО. Но действия натовских войск в этой стране показывают, что они не могут решить там проблему наркотиков». Действительно, экспорт героина из Афганистана за время пребывания там военного контингента США и их союзников вырос в десятки раз. Возделывающее маковые плантации местное население практически без труда переправляет свою продукцию на север. По мнению г-на Батыршина, ключевыми моментами новой афганской политики должна стать помощь Афганистану в восстановлении своей экономики и перевода ее с наркотических на нормальные рельсы. «Но это не должно быть простым выделением денег центральному правительству, как сейчас делают американцы. Такой подход бесполезен. Деньги растрачиваются и разворовываются. Для начала нужно попытаться договориться на государственном уровне с местными лидерами о реализации там точечных экономических проектов – строительстве школ и, возможно, каких-то еще предприятий», – считает эксперт. Впрочем, вопрос о том, как отнесутся к такого рода активности России ее западные «партнеры», чьи войска контролируют часть афганской территории, остается открытым. Героиновая волна, захлестнувшая Россию «от Москвы до самых до окраин», ими, по сути, и поднята.

Николай Ивашов