Наши женщины слишком много берут на себя?

На модерации Отложенный

«Мама, папа, я — счастливая семья». По мнению психологов, такая схема становится все менее актуальной для современной ячейки общества. С какими необычными союзами нам придется столкнуться в ближайшее время, и чем такие браки чреваты, рассказывает член Московской ассоциации гештальттерапевтов психолог Лия Чакаберия.

— Как можно охарактеризовать современную российскую семью? Сильно ли она отличается от традиционной модели?
— Сейчас институт семьи переживает довольно сложные времена. Раньше, до XXI века, у людей была только одна цель — выжить, а вместе сделать это намного проще, чем поодиночке. К тому же идея разводов не очень-то приветствовалась Церковью.

В последнее же время у российских ячеек общества начался своеобразный переходный период: мужчина теряет свою роль кормильца, на его место все чаще встает женщина, но новая модель семьи еще не успела устояться. Этому мешают два момента. Во-первых, у нас еще сильны старые стереотипы о традиционной форме семьи. Если отец семейства встанет к плите, это вызовет недоумение и у многих женщин, и практически у всех мужчин. А это, естественно, не самым лучшим образом скажется на психологическом состоянии представителя сильного пола и на семейной атмосфере. Во-вторых, несмотря на то что в России идет процесс освобождения женщины и она может хорошо зарабатывать, государство и общество ей в этом фактически не помогают. То есть ей надо доказывать самостоятельность, но обязанность заботиться о домашнем очаге с ее плеч никто не снимал.

— В последнее время стали набирать популярность необычные формы союзов: гостевой брак, последовательная полигамия... Каким вырастет ребенок, рожденный в таких семьях?
— Это зависит от того, какую модель выбрала та или иная пара. Например, знаю семью, где женщина вышла на работу спустя четыре месяца после родов. Работа высокооплачиваемая, и не просто так: дома женщина практически не появляется. А ведь исследования, проведенные в США, доказали, что если до трех лет ребенку не хватает материнского внимания, его ждут психологические проблемы в будущем. Даже если у малыша есть няня или его воспитанием занимается папа.

Положение матери-одиночки тоже не на пользу ребенку. Бывает так, что мадам считает «ну их, этих мужиков, рожу для себя». В итоге, особенно если на свет появляется мальчик, мама ведет себя по принципу «все для кровиночки». Малыш в таком случае вырастает инфантильным и капризным. Он конкурирует с мужчинами, потому что ему негде было научиться с ними взаимодействовать, и слабо ценит женщин. На работе у него плохие контакты с мужчинами-руководителями, потому что опять-таки он не знает, как себя вести с «папой», и хорошие — с руководителями-женщинами.

Если муж и жена не в разводе, но живут раздельно, то есть в так называемом гостевом браке, то либо у них до детей дело не дойдет, либо им придется пересмотреть свои взгляды на традиционный союз.

Иначе ребенок будет воспитываться, как в разведенной семье, правда, с ответственными родителями. Вот только из-за того, что мама и папа не разведены, у малыша могут появиться не совсем правильные представления о семейной жизни. Это же касается так называемых открытых браков, в которых муж и жена разрешают и одобряют похождения «на стороне».

Что же касается последовательной полигамии, то есть множества вторых-третьих браков, то это очень распространенное явление сейчас. Из десяти семей, которые приходят ко мне, восемь — неполные. Как правило, родители в разводе, отцы уходят в другую семью к молодым женщинам, нередко оставляя старую семью без денег. Редко когда родные папы после свадьбы уделяют внимание детям от предыдущего брака. Причина — в инфантилизме мужчин, и, что самое неприятное, в брошенных семьях велик риск воспитания еще одного инфантила. Впрочем, нельзя сказать, мол, мужики во всем виноваты. Западные психологи неоднократно отмечали, что наши женщины слишком много берут на себя, не оставляя мужчинам практически ничего и тем самым делая их слабыми.

— Стоит ли в таком случае резко возвращаться к старой доброй модели семьи?
— Заставлять все без исключения пары маршировать в ЗАГС, конечно, нельзя. Например, недавно я работала с одной парой: муж и жена жили несколько лет в гражданском браке. Решили оформить отношения только потому, что «так положено», родственники и друзья замучили. И вот этот брак через короткое время распадается. А все потому, что для таких людей, например, подходила именно свободная модель отношений.

Заключение брачного союза не всегда означает счастье для пары. Все зависит от семьи. Какие ситуации были там, такого поведения, вероятнее всего, надо ожидать от избранника. И штамп в паспорте может выступить своеобразным тумблером: если до брака мужчина не особо волновался по поводу немытой посуды, то после у него включается внутренняя установка, стереотип: «ага, моя мама всегда мыла посуду, и папа кричал, если видел грязную тарелку». Новоиспеченный муж начинает проецировать эти отношения на нынешнюю семью. И вместо того чтобы работать над собой, над своими стереотипами, начинает перекраивать действительность под себя. Как правило, самым простым для него путем, то есть скандалами или алкоголем.

Впрочем, я не считаю традиционный союз анахронизмом. Как говорит известный психотерапевт Карл Витакер: «Состоять в браке поистине ужасно, хуже всего может быть только одно — в браке не состоять. Я не верю в людей, только в семью». Эта ячейка общества очень важна для развития каждого человека. Например, женщина развивается и как партнер, и как жена, и как мать. В семье формируется мировоззрение, коммуникативные навыки, устанавливается самооценка. По-моему, наше общество еще не готово к пришедшим извне новым формам семейных отношений, а может, и никогда не будет готово.

Лия Чакаберия