Кого и почему экстрадируют в Россию и из России

На модерации Отложенный

В ближайшее время бывший владелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин может пополнить ряды политических эмигрантов. В России бизнесмена обвиняют в похищении человека и вымогательстве. Предприниматель уехал на Рождество в Лондон и не вернулся. Вполне вероятно, что вскоре Генпрокуратура РФ потребует его экстрадиции. Вообще же, процесс выдачи иностранного гражданина из страны – длительная юридическая процедура, отношение к которой в разных государствах не одинаковое.

Есть страны, которые традиционно отказывают в выдаче россиян, руководствуясь политическими соображениями. По мнению экспертов, сама Россия, соглашаясь на экстрадицию людей, которые ищут на ее территории убежища, часто действует в угоду дружественным отношениям с теми или иными странами. «НИ» попытались разобраться в этой неоднозначной проблеме.

Специалист по экстрадиции, адвокат Анна Ставицкая объяснила «НИ» порядок выдачи иностранных граждан в разных государствах: «В каждой стране – свои законы. Решая вопрос об экстрадиции того или иного гражданина, государства руководствуются не только внутренним законодательством, но и международными договоренностями, которые они ратифицировали. Для европейских стран это Европейская Конвенция о выдаче, которая запрещает экстрадицию обвиняемых в политических преступлениях. Государство также не может выдать своего гражданина в другую страну. Оно отказывает в экстрадиции и тех лиц, которые просят и получают статус беженца. И, наконец, ни одно государство не должно возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека, и выдаваемому лицу может там угрожать применение пыток».

Двойные стандарты

В конце 2008 года глава Национального центрального бюро Интерпола при МВД РФ Тимур Лахонин заявил, что «год стал самым «урожайным» в плане экстрадиций за последние пять лет». В Россию из других стран было выдано 57 ее граждан. Наших соотечественников экстрадировала Финляндия, Швеция, Чехия, Германия, Франция. По данным российского Интерпола, сейчас еще около 80 человек, которых обвиняют на родине в различных преступлениях, ждут решений судов зарубежных стран о своей выдаче в Россию. Всего же в списках Интерпола числятся около 1200 фамилий российских граждан, объявленных в международный розыск. Этих людей обвиняют в мошенничествах, убийствах и терактах.

В одном из своих последних интервью, говоря о двойных стандартах, которые в вопросе выдачи объявленных в международный розыск россиян применяют власти западных стран, Тимур Лахонин упомянул случай Магомеда Успаева. Этот выходец из Чечни обвиняется в причастности к похищению в 1999 году фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины. Успаев был проводником Яцины, убитого во время рабочей командировки в Чечне, и мог бы рассказать об обстоятельствах его гибели. Тем не менее Швеция упорно отказывается выдавать Успаева России.

Среди тех, кто был экстрадирован в нашу страну в декабре прошлого года – уроженец Ингушетии Мурат Гасаев. Генпрокуратура РФ требовала его выдачи в связи с подозрением в причастности к терактам в Ингушетии в 2004 году. «Мурат жил с семьей в Испании, начиная с мая 2005 года, – рассказал «НИ» его брат Тимур. – Он работал в строительной компании. Обращался за политическим убежищем. Но в декабре 2006 года его арестовали. А вот теперь сначала привезли в Москву, а потом этапировали в Ставропольский край. О его деле писала Анна Политковская».

Между тем переговоры о выдаче г-на Гасаева Испания и Россия вели около двух лет. Все это время отечественные и западные правозащитники протестовали против его экстрадиции, считая, что в России Гасаев может быть подвергнут пыткам. Теперь местные правозащитники обратились к новому президенту Ингушетии с просьбой защитить Гасаева от незаконных методов воздействия. Как выяснили «НИ», Испания выдала Мурата Гасаева России еще и потому, что Европейский суд, в который он обращался, отказал ему в применении 39-го Правила Регламента Европейского суда.

\"Нежелательных
Нежелательных гостей Россия провожает с эскортом.
Фото: AP. IVAN SEKRETAREV

 

\"\"

Страсбург нам указ

«Гражданин, которого собираются выдать на родину, имеет право обратиться в Страсбургский суд и убедительно мотивировать свои опасения о том, что в случае выдачи он может стать жертвой пыток, – рассказала «НИ» руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина. – В таком случае он как раз и использует 39-е Правило, в соответствии с которым суд указывает правительству запрашиваемой страны на необходимость приостановить экстрадицию». Г-жа Рябинина занимается защитой выходцев из Центральной Азии, которые бегут от религиозных или политических репрессий, а также преследуются как приверженцы нетрадиционных духовных течений. «Они не только не получают убежища в России, – утверждает правозащитница, – но и становятся еще и предметом охоты для спецслужб на родине».

Достаточно типичным можно считать дело уроженца Узбекистана Абдуллажона Исакова. Генпрокуратура России и суды посчитали возможным экстрадировать его в Узбекистан. Но поскольку Евросуд приостановил его выдачу, сейчас исполнение этого постановления Генпрокуратуры РФ невозможно до дальнейших указаний Европейского суда.

Исаков был задержан в Тюмени 6 марта 2008 года по обвинению в причастности к нетрадиционной религиозной организации.

Высылка была назначена на 25 марта и приостановлена в связи с тем, что правозащитники подняли шум, и делом занялся Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Тем не менее 12 августа Генпрокуратура вынесла постановление о выдаче Исакова в Узбекистан. Его адвокат оспорил это решение в Тюменском облсуде. Защитники обвиняемого заявляют, что он – гражданин России, а прокуратура и суд уверены, что российский паспорт Исакова недействителен. Защита предоставляла на суде копии документов, якобы подтверждавшие фальсификацию обвинений узбекской стороной. Но к аргументам адвокатов не прислушались. Тогда Исакова защитил Страсбург: 10 ноября прошлого года он предписал России остановить выдачу Исакова на его родину. Сейчас он содержится в одном из СИЗО Тюмени.

«Конституционный запрет на выдачу граждан РФ действует, когда речь заходит об экстрадиции в Великобританию Лугового, подозреваемого в политически мотивированном убийстве. И та же самая Генпрокуратура оказывается слепа и глуха к аргументам о необоснованности аннулирования российского гражданства выходцев из стран СНГ, выдачи которых требуют коллеги по ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) по обвинениям в антигосударственной деятельности, – объясняет «НИ» Елена Рябинина случаи выдачи граждан, имевших российские паспорта. – Документы, на основании которых узбек, «не так» совершающий намаз, принимал гражданство России, оказываются отсутствующими в архивах. А если надо, то появляются другие, из которых следует, что он наврал, принимая гражданство РФ, и по этой причине аннулируется решение о его предоставлении».

Самым известным делом об экстрадиции по праву считается «дело ивановских узбеков». 12 выходцев из Узбекистана и гражданин Кыргызстана обвинялись в причастности к андижанскому восстанию. Они отрицали свою вину, заявляя, что в момент восстания находились в России. Генпрокуратура РФ приняла решение об их экстрадиции, несмотря на то, что Европейский суд выдачу узбеков приостановил. Их содержали в Ивановском СИЗО и освободили, только когда их жалоба была коммуницирована в Страсбурге. В апреле прошлого года Европейский суд принял решение о недопустимости их выдачи в Узбекистан, присудил каждому заявителю компенсацию по 15 тысяч евро. Пару лет назад Швеция предоставила 12 гражданам Узбекистана убежище. Из России они пока не уехали: решение Генпрокуратуры об их экстрадиции до сих пор не отменено.

Правозащитники утверждают, что в последние годы удалось предотвратить больше 15 случаев незаконной высылки выходцев из стран Центральной Азии.

А по официальным данным, за 11 месяцев прошлого года Россия выдала иностранным государствам 1063 человека.

Колумбии не выдаем

Люди, объявленные в международный розыск, не могут чувствовать себя в безопасности ни в одной стране мира. Когда в Россию поступает запрос о выдаче того или иного иностранца, разыскиваемого по линии Интерпола, Генпрокуратура должна определить, соответствует ли этот запрос уголовному и конституционному законодательству России и международным документам. Как правило, они удовлетворяются. Не стал исключением и запрос об аресте и экстрадиции израильского гражданина, осужденного в Колумбии.

Колумбийские спецслужбы много лет охотились за 64-летним израильтянином Яиром Кляйном по всему миру. И довольно быстро нашли его в России. Арестовали израильского полковника в аэропорту «Домодедово» 27 августа 2007 года по запросу Колумбии. Кляйн – один из самых известных наемников в мире. Он прославился тем, что освобождал захваченный террористами ливанский самолет в аэропорту «Бен-Гурион» и отличился в боях за Суэц. Вышел в отставку в конце 1970-х. В 1988 году он основал тренировочный лагерь самообороны в охваченной гражданской войной Колумбии. Впоследствии власти обвинили эту группу в подготовке убийства кандидата в президенты Луиса Карлоса Галана. В феврале 2001-го суд по уголовным делам специального округа города Менисалес Республики Колумбия приговорил Кляйна к 14 годам заключения за содействие террористической деятельности. Потом срок был снижен до 10 лет восьми месяцев. В Россию полковник приехал открывать бизнес по бронированию автомобилей, но вместо этого оказался в московской транзитной тюрьме.

29 января 2008 года Генпрокуратура РФ вынесла по запросу Республики Колумбия постановление о выдаче Кляйна, – сообщил «НИ» его адвокат Дмитрий Ямпольский. – Между Россией и Колумбией не существует соглашения о правовой помощи. Тем не менее российские суды поддержали это решение. Тогда мы послали жалобу в президиум Верховного суда и в Страсбург. В мае прошлого года Европейский суд, применив 39-е Правило, указал правительству России на невозможность выдачи Кляйна Колумбии до дальнейших указаний Евросуда. И 29 мая 2008 года Генпрокуратура России направила поручение ФСИН о приостановлении передачи моего подзащитного Республике Колумбия». Адвокат Ямпольский объяснил, какие аргументы против экстрадиции израильского гражданина в Колумбию выдвигала защита в российских судах и в Страсбурге. В случае выдачи в Колумбию жизни израильтянина там угрожает смертельная опасность. В одной из газет было опубликовано заявление вице-президента Колумбии Филиппа Сантоса: «Мы надеемся, что Россия передаст его (Гала Яира Кляйна) нам. Надо сделать так, чтобы этот господин сгнил в тюрьме».

«Вице-президент – фигура в Колумбии чрезвычайно влиятельная, – уточнил адвокат Ямпольский в своих жалобах. – Согласно Конституции, он обладает наиболее широкими после президента полномочиями по руководству исполнительной властью и вооруженными силами, может назначать и смещать министров. Таким образом, сложившаяся ситуация создает более чем серьезные основания опасаться расправы с осужденным по уже отданному вторым человеком в Колумбии прямому указанию». Пока Яир Кляйн сидит в одном из московских СИЗО и пишет книгу, ожидая окончательного решения Европейского суда.

Зоя Светова