Есть ли сегодня что-то хорошее, что интересует всех нас?

На модерации Отложенный

Нет, конечно, навязчивой идеей: нацию объединить - я не страдаю. Их и без меня хватает, "объединяльщиков". Так, чисто теоретически... типа на диване... после просмотра новостей и многочисленных нынче телеповторов... (интересный психологический феномен: на фоне телеповторов новости тоже воспринимаются почему-то как повтор). Так вот, лежа и раздумывая, задался я вопросом: существует ли что-то, что нас всех интересует? Знаете, есть журналистский штамп: "все только и говорят, что о...". Вот о чем все сегодня говорят?

Только-только моя страна, позевывая и припадая к разным источникам влаги, вышла из состояния бесконечного сидения за разного рода праздничными столами. Я провел нерепрезентативный опрос своих знакомых: мол, кризис-то обсуждали? Как там, чего? Где деньги держать? С чего началось и когда кончится? Выяснилось, что про кризис говорить особо неинтересно. Видать, жить в плохом - привычное для нас занятие. Вот когда хорошо было - другое дело, удивительное. А кризисом больше, кризисом меньше... Чего говорить? Да и вообще, плохое не интерес вызывает, плохое вызывает отторжение.

Может, всем интересно телевизор обсуждать? А, с другой стороны, чего обсуждать? Я ж говорю - эпоха повторов. Зрителю, в общем, все равно - двадцатая серия фильма (условно говоря) "Няня на улицах бандитского Петербурга" или сто двадцатая. В сериалах давно герои не важны, сюжетные линии никого не волнуют. Сериал - он показатель стабильности: если показывают, значит, жизнь продолжается. Никакого интереса.

Политика? Не интересно. Идет себе и идет потихоньку-помаленьку. Но так вот чтобы сидел народ за праздничным столом и обсуждал газовый конфликт с Украиной... Не возбуждает газовый конфликт. Обама вот присягу принял. Буш ему сказал что-то и улетел на ранчо. Можно, конечно, обсудить, сказал ли Буш Обаме слова: "Береги Америку, сынок!" - или нет? Можно со свойственной нам добротой порадоваться, что у Обамы лишь со второго раза получилось присягу принять. Но неинтересно. Не наша все-таки жизнь, она нас всех объединить не может.

Не, ребят, ну как же так? Ну какой-то общий интерес должен быть? Ну чтобы в любой компании... Вы читали... я не знаю... как в стародавние времена - "Дети Арбата"? Нет этого, литература не объединяет. Последняя книга какого-нибудь, условно говоря, Пелекунина - предмет обсуждения в узком кругу людей, считающих себя интеллектуальной элитой.

Да и то недолго.

Кино. И тут разговор короткий. "Видели?" - "Видели". - "Как?" - "Так-сяк". Вот и поговорили. Потому что фильмы такие - они как-то к обсуждению не подталкивают. Споров не вызывают. И кино объединяющим интересом не является.

Спорт. В последний раз нация зримо объединилась, когда наши футболисты и хоккеисты побеждали. Это было интересно всем. Но нынче в спорте затишье. Победы и поражения биатлонистов и фигуристов как-то нацию не объединяют. Даже когда у нашей фигуристки во время выступления порвалась лямка на платье и обнажилось то, что не должно обнажаться, - все как-то похихикали вяло, да и все. Неинтересно.

Женился-развелся - вот, может, сфера общего интереса? Эта ушла от того и вышла замуж за фигуриста, но тут другая, тоже гламурная звезда сказала, что это - пиар и вышла она только из ума, а вовсе не замуж. А этот, наоборот, женился на фигуристке, а его жена сказала наконец всю правду: мол, он давно изменял, но я терпела, потому что я - хорошая, а он - гад. Надоело. Во-первых, слухи о разводах и женитьбах появляются с такой скоростью, что при всем желании уследить уже невозможно. Сам факт того, что кто-то кого-то бросил, а кто-то кого-то подобрал - перестал быть новостью. Неинтересно.

Да что ж такое! Бесконечно говорят: национальная идея, национальная идея... Не понимаю. Но какой-то общий национальный интерес должен быть? Не в высоком политологическом смысле, а в простом, застольном. Мол, "все только и говорят, что о...". А то что получилось? Все отформатировали: радио, телевидение, прессу, театр, кино... Это - для этих, типа поумней, а это - для тех, типа кого большинство. Ну, люди тогда тоже отформатировались - эти то смотрят, а эти - это. Эти ржут, а потом ругают то, над чем ржали. Те, позевывая, смотрят про умное, потом лениво обсуждают умными словами.

За праздничными столами люди говорили про свое. Каждый - про свое, семейное, и про проблемы, и про радости. Так, вяло - про общее. А потом про свое. Общие интересные темы исчезли куда-то.

И я вот не знаю: когда у нации нет общего интереса - это признак того, что мы живем скучно, или того, что мы живем спокойно? Когда нет общих, интересующих всех тем - это хорошо или плохо? Может, это признак стабильности? А может, тоски?

Нет ответа...

Андрей Максимов