До чего может довести волнообразная девальвация?
На модерации
Отложенный
Период “мягкой” девальвации завершился с боем новогодних курантов. Девальвация перешла в “жесткую” фазу. И, увы, мы находимся лишь в начале обесценения рубля. А все, что реально может правительство, — это обеспечить волнообразность процесса.
С начала этого года рубль упал по отношению к доллару на 13,7%. Но с 16 июля прошлого года, когда был достигнут наивысший курс в этом десятилетии (23,13 рубля/$1), он опустился уже на 41,1%.
И это в условиях относительно благополучного второго полугодия 2008 года, когда нефтяная конъюнктура была еще более-менее благоприятной, а экспортные цены на газ и не думали снижаться. Если механически перенести темпы девальвации на полгода вперед, то мы увидим, что к осени этого года курс перешагнет рубеж в 45 рублей/1$. А к концу года может преодолеть психологический барьер в 50 рублей. Какие аргументы говорят в пользу столь нерадостного прогноза?
Во-первых, ситуация в мировой экономике в этом году точно не улучшится. Более того, когда мир узнает о начале экономического спада в Китае, можно будет констатировать старт глобальной рецессии. Так что о новых иностранных кредитах российским предприятиям и банкам можно будет забыть как минимум на пару лет. Западу сейчас не до развивающихся рынков.
Во-вторых, в этом году цены на нефть скорее всего будут в пределах $40 за баррель. Начиная со второго квартала начнут снижаться и цены на газ. Добавьте к этому рухнувший мировой рынок металлов, и станет ясно, что сырьевые сверхдоходы, укреплявшие курс рубля в предыдущие годы, остались в прошлом. В то же время зависимость России от продовольственного, потребительского, лекарственного импорта уменьшается отнюдь не теми же темпами, которые мы наблюдаем при снижении экспортных поступлений. Практически во всех российских городах-миллионниках доля импортного продовольствия доходит до 75%, около 70% лекарств также поставляется из-за рубежа, а многие потребительские товары у нас вообще практически не производятся.
В-третьих, российские финансовые власти пока не хотят предпринимать существенных мер для снижения оттока капитала. Уменьшение международных резервов страны за последние пять месяцев на 28,7%, похоже, не считается критическим. Все, что может позволить себе ЦБ, — это ежедневно выбрасывать в топку валютной биржи миллиарды долларов да проводить совещания с банкирами, уговаривая их не конвертировать бюджетные и центробанковские деньги в валюту.
Банкиры же действуют по логике “а Васька слушает, да ест”.
Стоит ли верить заверениям властей, что девальвация под контролем? Едва ли, особенно если вспомнить, что в прошлом году Минэкономразвития меняло прогноз по инфляции пять (!) раз, а перед Новым годом нам обещали, что среднегодовой курс рубля в этом году составит 30,8—31,8 рубля/1$. Сегодня рынок не верит ни предсказаниям Набиуллиной, ни словам Дворковича, заявившего: “Период быстрого снижения рубля подходит к концу. Среднегодовой курс 35,1 рубля/1$, предложенный Минэкономразвития, считаю выполнимым”. Финансовые контракты на конвертацию долларов в марте уже заключаются по курсу 35,5 рубля/1$.
Единственное, что успокаивает, — девальвация будет волнообразной. Ускорения, как это было в первые дни нового года, будут сменяться затишьем, что нам предстоит наблюдать в ближайшие полторы-две недели. Но никакой заслуги правительства в этом нет, просто предприятия и банки должны периодически уплачивать налоги, а они, как известно, перечисляются в рублях.
“Если у вас вклады в рублях и они не будут использованы в течение 2—3 лет, можете чувствовать себя спокойно”, — заявил вице-премьер Кудрин. Действительно, рубли никуда не исчезнут. Просто они обесценятся в несколько раз — и все. Так что даже при самом патриотическом отношении к российской банковской системе долгосрочные рублевые вложения лучше поменять на вклады в долларах и евро, причем в равных пропорциях. Чтобы не зависеть от колебаний основной валютной пары. Только тогда точно можно чувствовать себя спокойно.
Каким может быть дно девальвации? Если вспомнить, что после дефолта 1998 года рубль обесценился к доллару в 5 раз, с 6,29 рубля на 17 августа 1998 года до 31,88 рубля на 9 января 2003 года, то дном в ближайшие годы может быть курс 100 рублей/1$ и даже чуть выше. Но стоит ли достигать этого уж совершенно безрадостного для россиян дна? Правительству пора научиться держаться на волнах экономических спадов.
Никита Кричевский
Комментарии