Потребительские страхи россиян сгущаются

На модерации Отложенный Росстат зафиксировал резкое ухудшение экономических ожиданий населения. Индекс потребительской уверенности в четвертом квартале 2008 года достиг рекордно низкого уровня — минус 20%. При этом в собственное материальное благополучие россияне верят больше, чем в экономические перспективы страны. Эксперты объясняют это убежденностью россиян в краткосрочности кризиса, наличием у них сбережений и — главное — опытом выживания в экономически сложных ситуациях. Но, если кризис затянется, а меры противодействия ему властей перестанут внушать оптимизм, социальных волнений избежать будет трудно. 

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в четвертом квартале прошлого года до минус 20%. По сравнению с третьим кварталом 2008 года индекс снизился на 21 процентный пункт (п.п.), а с четвертым кварталом 2007 года — на 15 п.п. По потребительской уверенности россияне вернулись к уровню четвертого квартала 2000 года, когда она составляла минус 17%. Снижение индекса Росстат объясняет ухудшением как субъективных оценок населением экономических условий в стране, так и личного материального положения. Впрочем, собственные перспективы россияне оценивают чуть лучше. Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил минус 19% и уменьшился по сравнению с четвертым кварталом 2007 года на 21 п.п., при этом индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 14%, что ниже на 8 п.п. 

Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с четвертым кварталом 2007 года в большей степени зафиксирован у молодежи в возрасте 16—29 лет.
Зато именно молодые россияне более оптимистичны в отношении ближайших экономических перспектив страны. «До паники населению далеко, ведь у нас есть опыт выживания в серьезных кризисах, особенно у старшего поколения, — считает заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Сложнее двадцатилетним гражданам, которые начинали свой трудовой путь в «сытые годы». 

Большая вера россиян в собственные силы, чем в экономику страны, объясняется отчасти тем, что кризис еще не в полной мере дошел до повседневной жизни россиян. Доходы снижаются пока у небольшей доли населения, кроме того, россияне успели накопить финансовую подушку безопасности. Впрочем, отсутствие панических настроений г-н Бадовский связывает также с убежденностью в том, что кризис будет длиться недолго. 

Однако, по оценке директора Института социальной политики Евгения Гонтмахера, денежного запаса населению хватит на считанные месяцы. «Если доходы будут и дальше падать и к моменту иссякания запаса просвета не будет, не исключены социальные волнения», — говорит г-н Гонтмахер. Спасает от паники необвальная, мягкая девальвация рубля. «Происходит постепенный разбор пирамиды завышенных ожиданий», — соглашается Дмитрий Бадовский. Важно, отмечает он, чтобы население разработало личную стратегию выхода из кризиса, изменило представление о жизни, своих целях и задачах. 

Татьяна Фроловская