США сворачивают \"войну с террором\"

На модерации Отложенный

Усама бен Ладен более не представляет угрозы для США, а его поимка или уничтожение отныне не являются приоритетной задачей, заявил избранный президент Барак Обама. Идея «всемирной войны с террором», ставшая главным содержанием американской внешней политики в годы правления Джорджа Буша, явно не поддерживается новой администрацией. Сомнения в целесообразности продолжения «войны с террором» начали публично выражать даже ближайшие союзники США. 

«Естественно, я предпочел бы видеть Усаму бен Ладена мертвым или арестованным, — заметил Барак Обама в интервью CBS. — Но раз уж мы загнали его в западню, раз он прячется где-то в пещере, изолированный даже от своих людей, я считаю, что опасности для Америки он более не представляет». Необходимо сосредоточиться на «предотвращении новых террористических атак против Америки», не отвлекаясь на дальнейшие поиски лидера «Аль-Каиды», считает избранный президент США. 

Тезис о том, что Усама бен Ладен утратил контроль над «Аль-Каидой» и не способен организовать новые теракты, активно продвигается сегодня администрацией Барака Обамы. «Где бы ни находился сегодня бен Ладен, он находится в глубокой заднице», — заявил, не выбирая выражений, избранный вице-президент США Джозеф Байден. Он считает, что задачей для Америки является не охота за бен Ладеном, а умиротворение Афганистана: «Именно туда мы должны бросить сегодня все ресурсы. Прежде чем дела в Афганистане пойдут на лад, обстановка там может и ухудшиться». 

По мнению замдиректора Института США и Канады РАН Павла Золотарева, подобное здравомыслие нового американского руководства можно только приветствовать.

«Администрация Джорджа Буша преувеличивала роль и значение «Аль-Каиды» и лично Усамы бен Ладена», — констатировал г-н Золотарев. По его мнению, такая политика, вместо того чтобы снизить безусловно реальную угрозу терроризма, напротив, усилила ее. «С фактическим уничтожением Ирака, осуществленным под лозунгом борьбы с «Аль-Каидой», на Ближнем Востоке был нарушен сложившийся баланс сил между Ираком, Ираном и Израилем», — считает Павел Золотарев. Оккупация Афганистана, проведенная США под теми же лозунгами, также спровоцировала рост террористической угрозы как в самой стране, так и в соседних Пакистане и Индии. «Похоже, администрация Барака Обамы начинает понимать, что современный терроризм не организуется из единого центра, с которым можно вести войну и над которым можно одержать победу», — отметил г-н Золотарев. Осталось убедить в этом американцев и союзников США, до сих пор верящих в идею «всемирной войны с террором». 

Впрочем, сомнения в возможности победить в такой войне начали высказывать даже самые верные союзники Америки. Министр иностранных дел Великобритании Девид Милибенд публично призвал к пересмотру самой концепции «войны с террором». Террористические группировки в различных регионах мира, отметил г-н Милибенд в статье, опубликованной в Guardian, действуют автономно друг от друга, преследуя каждая свои цели. Военные методы борьбы с террором, применяемые США, не ослабляют террористов, а, напротив, способствуют их сплочению и, как следствие, усилению террористической угрозы в мире.

Кирилл Зубков