Рожденные кризисом: ароматы Великой депрессии
На модерации
Отложенный
Парфюмерия, как любое искусство, подхватывает идеи и настроения, витающие в обществе, чтобы выразить их имеющимися средствами. Великая депрессия, охватившая мир в 20-30-х годах ХХ века, произвела на свет ароматы с особым характером, некоторые из которых оказались настолько здоровыми и прекрасными, что дожили до наших дней. Возможно, в них кроется какое-то секретное знание, дающее им долголетие?
Противоядие от Великой депрессии нашли немногие. Из полусотни ароматов, выпущенных в 1929-33 годы, здравствуют единицы. Они сменили рекламу, подтянули лицо и фигуру изменением формулы, некоторые переоделись в другие флаконы и упаковку.
В 1930 году Жан Пату попросил Анри Альмераса создать аромат, чтобы выслать его в подарок своим постоянным клиентам из США, которые не смогли приехать в Париж за покупками из-за кризиса. Альмерас предложил много утонченных вариантов, но Пату настаивал, чтобы аромат был сильнее и ярче, он хотел яркого цветочного взрыва: «Когда мне нужно лучшее платье, я использую более дорогие материалы или удваиваю их количество. Удвойте концентрацию!». Наконец, Анри предложил самый дорогой вариант, состоявший почти полностью из грасских абсолютов розы и жасмина. Пату назвал его Joy («Радость») и выслал во флаконе Baccarat клиентам, чтобы подбодрить их. В 1932 году Пату уступил просьбам покупателей, выпустив этот аромат в широкую продажу со слоганом «Самый дорогой аромат в мире». Для него был разработан более дешевый флакон. В Joy почти нет развития, он играет оттенками абсолютов розы и жасмина, приправленных базами Firmenich с оттенками персика, туберозы, иланга и цветов жимолости. Этот аромат - букет цветов от импозантного незнакомца, желающего поселить улыбку на лице грустной одинокой женщины. Joy - букет цветов во флаконе - давно не самый дорогой аромат в мире, но по-прежнему один из самых узнаваемых.
Менее роскошную легенду придумал для своего аромата Tabu Хавьер Сера, глава компании Dana. Своему другу, парфюмеру Жану Карлю он дал задание сделать «un parfum de puta» - аромат шлюхи, сексуальный и шокирующий. Получив формулу, он и сам несколько испугался: «Нельзя ли сделать его чуть менее шокирующим?». Парфюмер настоял на своем, а взрывоопасный аромат пачули (10% состава!), облагороженный пряностями, цветами (роза, жасмин, гвоздика) и цитрусовыми маслами, в 1932 году получил дорогу в жизнь. Без Tabu не было бы других легендарных ароматов на тему «пачули-гвоздика»: ни Youth-Dew (Lauder), ни Opium (Yves Saint-Laurent). Название взято из фрейдовской книги «Тотем и табу», а для рекламы с 1940 года использовали картину Рене Прине «Крейцерова соната», и это один из самых длительных поцелуев в истории рекламы. Поцелуй одурманенных ароматом скрипача и пианистки, забывших о приличиях, был иллюстрацией сексуального призыва Tabu в течение десятилетий.
Два шипровых аромата Великой депрессии были посвящены достижениям европейских авиаторов: En Avion (Caron) и Vol de Nuit (Guerlain). В первые десятилетия развития авиации все были ослеплены героизмом и победой человеческого разума над земным тяготением. Эрнест Дальтрофф, глава Caron, посвятил свой аромат первым женщинам-летчицам, а Жак Герлен, глава Guerlain, был вдохновлен одноименной книгой Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет». Авиаполеты стали обычным делом, а ароматы остались героическими.
En Avion - это старт нероли и гвоздики, с пряными цитрусовыми оттенками. Его цветы (роза, жасмин, фиалка) в мрачном смолистом окружении (дубовый мох, атласский кедр, опопанакс, кожа) - словно прекрасные женские лица в черной кожаной униформе. Конечно, для современных стюардесс этот аромат чересчур строг и решителен, он скорее для современных амазонок, равно легко управляющихся со штурвалом карьеры и с подводкой для глаз.
Однако немногие амазонки знают о его существовании, и большая их часть предпочитает идти в ногу с модой.
Vol de Nuit напоминает о небе сначала зеленью (гальбанум, нарцисс), словно увиденной с высоты птичьего полета, а затем чуть влажной облачностью лабданума. Тем не менее теплая, пудровая и немного животная герленовская база немного смущает - оррис, ваниль и тонка больше говорят о будуарной обстановке, чем о смелости летчика. Это летчик на балу или в фотоальбоме, не у самолета. Хотя Жак Герлен описывал его как «дань женщинам, которым нравится рисковать» и даже флакон был стилизован под вращающийся пропеллер, «Ночной Полет» явно происходит из благородного семейства Jicky и Mouchoir de Monsieur, как и зеленый шипр Sous le Vent, выпущенный в следующем году.
Для Дома Guerlain словно не было Великой депрессии - он работал, как ни в чем ни бывало. Sous le Vent (Guerlain) был создан Жаком Герленом для популярной в то время танцовщицы Жозефины Бейкер. Эксцентричная американка изображала из себя папуаску, часто танцевала почти обнаженной и гуляла по улицам Парижа с леопардом. Зеленый цветочный шипр с животными оттенками был призван передать ее экзотическую внешность; его снимали с производства, но в 2005 году его выпустили в серии «Il Etait Une Fois» в новом флаконе. Созданный в 1929 году аромат Liu (Guerlain) был выпущен заново в 1994 году ограниченным изданием, а с 2005 года вошел в бутиковую коллекцию Les Parisiennes. Как писал его создатель, парфюмер Жак Герлен: «Liu - это ароматная поэма женственности». Кроме официальной легенды об аромате (Liu назван по имени трагического персонажа оперы Пуччини «Турандот»), существует и анекдот о его создании. Якобы Жак Герлен почувствовал на своей супруге аромат конкурентов (Chanel №5), был этим ужасно огорчен и решил сделать альдегидный аромат в своем стиле. Именно поэтому, кроме явных альдегидных цветочных нот (роза, нероли, жасмин) в аромате присутствуют типичные ноты Герлинада (оррис, ваниль, тонка).
В 1932 году Дом Worth продолжил свою линию ароматов: Dans la Nuit, Vers le Jour, Sans Adieu, Je Reviens, Vers Toi читаются единой поэтической строкой. Je Reviens («Я вернусь») был создан Морисом Бланше на тему скромного и горьковато-зеленого нарцисса и предвосхитил многие послевоенные ароматы сочетанием цветов и салицилатов (L`Air du Temps, Norell, Estee, и другие). Нарцисс поддерживается приглушенными гиацинтом, сиренью, фиалкой, жасмином, иланг-илангом и мускусно-сандаловым шлейфом. Его популярность выросла благодаря Второй мировой войне: уходившие на фронт американцы дарили его своим любимым, обещая вернуться. Первоначальный флакон в виде синего небоскреба сменили на кобальтовый диск Dans la Nuit в 1952 году, а в 2004 году его перелицевали и выпустили заново, под именем Je Reviens Couture. В девичьей душе всегда найдется место тихой романтике.
На историческое происхождение претендуют еще два аромата -Angelique Encens (Creed, 1933) и Profumo (Acqua di Parma, 1930). Однако при всей их красоте и благородстве, есть большие сомнения, что первый был создан именно в 1933 году для Греты Гарбо, а второй дожил до наших дней в первоначальном виде.
Стоит ли довериться ароматам, пережившим не один кризис на своем веку? Попробуйте, может быть, они откроют вам свой секрет успеха и долгой счастливой жизни. Ведь они пережили многие творения от Chanel, Houbigant, Jean Patou, Molyneux, Bourjois, L.T.Piver, а эти имена гремели...
Комментарии