\"Газпром\" - это не рыночный игрок, а политическое оружие?
На модерации
Отложенный
В сегодняшнем номере авторитетной британской газеты The Times ставится под большое сомнение наличие коммерческой составляющей в "газовой войне" Москвы и Киева. Колумнист издания Роджер Бойс называет "Газпром" политическим оружием Кремля и отмечает, что если бы российское руководство хотело бы стабильности в отношениях с Украиной, то уже давно был бы подписан долгосрочный контракт на поставки русского газа.
РИА "Новый Регион" представляет своим читателям перевод этого любопытного материала.
Как пишет Роджер Бойс, столкновение между Россией и Украиной, из-за которого под угрозой оказались поставки газа в зависимые от них страны южной и восточной Европы, вряд ли стоит называть неожиданным. Это уже стало своеобразным традиционным ритуалом, совершаемым в самое холодное время года. Символ этого ритуала - холодные батареи, протянувшиеся через весь континент.
Так почему же Евросоюз до сих пор не разработал никакой внятной стратегии, чтобы противостоять этой угрозе? - задается вопросом Роджер Бойс и констатирует, что годы разговоров о системе энергетической безопасности оказались простым сотрясанием воздуха.
По его мнению, фундаментальная проблема заключается в том, что Западная Европа, и, особенно, Германия купились на миф о том, что "Газпром" - это нормальный коммерческий концерн, который нацелен на то, чтобы преуспевать на рынке. Европейская Комиссия делает вид, что является беспристрастным судьей в отношениях Москвы и Киева. Однако если заглянуть в мозг любого евробюрократа, то можно легко увидеть, что он не скрывает своих симпатий к "Газпрому". Бюрократы станут говорить, что в Украине - хаотичная система власти, что она - ненадежный партнер, который ворует газ.
Конечно, нет особых сомнений в том, что война между президентом Ющенко и премьер-министром Тимошенко подорвала доверие партнеров к украинской власти. "Газпром" же полон решимости выжать для себя максимальную пользу из этой ситуации, - пишет колумнист The Times.
Между тем, по его оценке, война по поводу газовых цен, лишь часть большой игры, целью которой является нейтрализация Украины. А точнее сказать, своеобразная уловка, подготовленная в Кремле теми, кто определяет стратегию "Газпрома".
"Газпром", сам по себе - ни плохой, ни хороший, - цитирует The Times российского журналиста и писателя Валерия Панюшкина. - Его скорее можно сравнить с автоматом Калашникова или Кольтом, который можно использовать и для нападения, и для защиты. И то, как это оружие будет использовано, целиком зависит от человека, чей палец находится на спусковом крючке".
Другими словами, не стоит рассматривать "Газпром", как рыночного игрока. Это - политическое оружие. Ключевой целью Кремля (не стоит забывать, что президент Медведев - бывший глава "Газпрома", а нынешний руководитель концерна Алексей Миллер - соратник Владимира Путина по петербургской администрации) является препятствование планам ЕС и НАТО включить в свой состав Грузию и Украину.
Короткая война с Грузией скомпрометировала близкий к НАТО режим. Счет стал 1:0 в пользу Кремля. Сейчас Украина выставлена в глазах европейцев, как ненадежный партнер. Похоже счет уже 2:0. Кремль ведет, - пишет Роджер Бойс.
При этом по его оценке, цены на газ тут вообще не причем. Если бы это было иначе, Москва могла бы инициировать серьезные переговоры о заключении долгосрочного контракта, вместо того, чтобы ежегодно участвовать в ценовых спорах.
Автор материала напоминает, что подобная ситуация началась после цветных революций на Украине и в Грузии. В то же время Россия без проблем снижает цена на газ для дружеских режимов в Белоруссии и Армении.
При этом он приводит любопытные примеры. В 2006 году, когда польская энергокомпания опережала российских конкурентов в борьбе за долю в Балтийском нефтеперерабатывающем заводе, Россия сразу же остановила поставку нефти в Польшу. Из-за "технических проблем".
Через три дня после того, как Чехия подписала договор о размещении на ее территории радаров американской системы ПРО, поставки российской нефти сразу же снизились на 40%. Из-за "технических проблем".
По мнению Роджера Бойса, если ЕС всерьез задумывается о создании системы энергетической безопасности, необходимо избавляться от зависимости от поставок ресурсов из России как можно быстрее. А пока надо добиваться от "Газпрома" большей прозрачности. Шансы добиться этого есть у Германии. Немецкий энергоконцерн E.ON владеет 6% акций "Газпрома". Это, конечно, немного, но вполне достаточно для того, чтобы заставить "газпромовский" менеджмент дважды подумать перед тем, как принимать политически мотивированные решения. Однако сильная зависимость от России ставит Германию под удар, - считает Роджер Бойс.
Он обращает внимание, что Германия активно сотрудничает с Россией в проекте "Северный поток", который предполагает строительство газопровода по дну Балтийского моря в обход Польши. Бывший канцлер Германии Шредер с благодарностью принял деньги "Газпрома" и теперь готов отстаивать его интересы. Его пост в наблюдательном совете компании, занимающейся строительством "Северного потока", как говорят, очень щедро оплачивается. После того, как он, оставив пост канцлера в 2005 году, перебрался в компанию своего друга Путина, многие немцы задались вопросом: а действовал ли наш канцлер в интересах страны? А тем временем "Газпром", стремящийся завоевать дружбу Германии, спонсирует футбольный клуб "Шальке", - напоминает колумнист The Times.
"Все это делает цель ЕС по обеспечению энергобезопасности практически недостижимой. Пока поставки Германии гарантируются, немцы не слишком задумываются о проблемах маленьких стран центральной Европы, чьи жители в этот момент дрожат от холода", - заключает Роджер Бойс.
Комментарии