2008-й как похмелье

На модерации Отложенный

Трудно сказать, определяющий, решающий или завершающий год прожил В.В. Путин. Зависит от восприятия. Мне кажется — завершающий. Определяющим был год Беслана, когда стало окончательно ясно, что он за человек и по каким рельсам едет. Решающим — когда высокая нефть ударила в слабое темечко и он начал посверкивать глазками. 

Вполне допускаю, что для большинства соотечественников определяющий год только начинается. Как часто бывает в России, он может слиться с решающим и завершающим в один клубок запоздалого прозрения, разочарования и ненависти. 

А не хотелось бы. 

То есть, если уж совсем начистоту, очень даже хотелось бы. Послать бы Гитлереныша и всех-всех-всех его сказочных друзей в Краснокаменск для овладения основами экономической теории и трудовыми навыками швеи-мотористки. Ненадолго — лет этак на 8-10. Но умом понимаю, что это неправильное желание. Правильное желание — спускать на тормозах. Осторожно, чтобы не расплескалось. Слишком там много крови, гноя и дерьма.

Сдерживайтесь, господа. Но не бойтесь. Это то немногое, чем мы можем помочь России выбраться из дурной бесконечности.

Год уходящей славы

Дело, еще раз повторю, в восприятии. Еще весной кризиса у нас вообще не было. Была тихая гавань для мировых финансов. Хотя инфляция росла третий год подряд, рейтинги инвестиционной привлекательности упорно снижались, коррупция пухла и вменяемые эксперты говорили о накоплении взрывоопасной массы ошибок. Но куда там! Наш паровоз вперед летел, мы, знай, поплевывали на соседей лузгой от семечек.

Те немногие, кто сумел воспринять сдержанные предупреждения Гайдара, осознать глобальные экономические тренды, правильно интерпретировать строительство военными ж/д ветки в Абхазии и сопоставить все это со странным блеском в глазах премьер-министра, — те в апреле-июне начали полегоньку выходить из отечественных ценных бумаг и скупать валюту. Таких, конечно, было очень мало. Люди вообще редко умеют использовать головной мозг по назначению. Например, Аристотель учил, что мозг служит для охлаждения крови. В конце концов, тоже вопрос восприятия: охладиться — не самый глупый вариант.

Потом — для большинства неожиданно — появились отдельные «кризисные проявления в финансовой сфере». Как поветрие из США. Они ничуть не затрагивали основ нашей, в целом здоровой, экономики. На этом этапе российские ценные бумаги продавать было уже поздно, но был еще шанс перевести рубли в более надежные дензнаки. Воспринять сигнал и воспользоваться шансом сумело значительно больше сограждан — но все равно очень мало. Мозг большинства так и пребывал в отключке. А может, наоборот, в слишком тесном подключении к «Останкино». Кипел на медленном огне возмущения и готовности идти на вечный бой против «Макдоналдса».

Затем в целом здоровые основы вдруг скукожились и все начали говорить не про финансовый, а уже про экономический кризис. Который, де, закончится в 2009 году. Тут уже поздно было метаться по обменникам — но именно этим и занялись последние из пробудившихся. В то время как более восприимчивые люди (в том числе отдельные умники из путинского окружения) уже размышляли, куда вкладывать накопившийся кэш на будущее. 

Ясно было одно: не в Россию. То есть приехали. Но пока еще в большинстве своем не проснулись. А с платформы говорят: «Это город Ленинград». Ну, в смысле, Питер. Кооператив «Озеро».

Кризис совковой мечты 

В отличие от США, Европы и Японии у нас кризис не столько финансовый и экономический, сколько фундаментально-мировоззренченский. Завезен не из Америки, а из вчерашнего СССР. Кризис жизни на основе вранья. 

Ухватив бога за бороду, В.В. Путин решил впрячь в свою державную повозку коня рыночной экономики и трепетную лань советской брехни. Чтобы еще разок с ветерком прокатить номенклатуру из силовиков, чиновников и примкнувших к ним идеологов. Только разогнались, а тут, как на грех, кончился овес сырьевой ренты. Конь заскучал без инвестиционно привлекательных выпасов (они вытоптаны пехотой, репетирующей парад победы в Вашингтоне), а из трепетной лани пахарь — как из «Байкалфинансгруп» андеррайтер на лондонской бирже.

 Стало быть, настало время ОМОНу и ФСБ слезть с повозки и доступно объяснить пейзанам, что маркиз Карабас не для того приехал, чтобы слушать нытиков и маловеров, а чтобы собрать положенный ему оброк. «Иначе мы не устоим перед глобальными притязаниями США, — хорошо поставленным голосом добавляет трепетная лань. — Ну-ка, сволочи, быстро впрягаемся — и бегом!»

Такое интересное восприятие. Судя по тому, что из служилого люда Путин не сокращает только внутренние войска (ФСБ вообще особь статья), он понимает, что глобальные притязания проявятся в виде острого нежелания русского народа впрягаться за трепетную тварь. Подобные саботажные настроения в России всегда инспирируются извне. Внутри-то, из здоровой соборной сердцевины, им откуда взяться? Ну правда, не будь по соседству Японии с ее погаными иномарками, не было бы и протестов во Владивостоке. Стояли бы люди в очереди за «Жигулями», горя не ведали. Не будь доллара и евро, не было бы проблем с курсом рубля, верно ведь? Вон в Северной Корее никакого кризиса. Как мерли люди от голода, так и мрут. А Ким Чен Ир, наоборот, вечно живой.

Пора, пора восстанавливать железный занавес! Чтобы защитить нашу чекистскую цивилизацию на радость прогрессивному человечеству и людям доброй воли.

Нет, ей-богу не пойму: у них от рождения крыша съехала или это все-таки плод продолжительного деформирующего воздействия сталинской мифологии и обучения в разведшколе?

С Новым Годом, товарищи! Ау! Голову подключили или пока так обходитесь?

Круговая оборона

Что обидно. Лет 5 тому назад люди, у которых более-менее было чем думать, вежливо предупреждали, что к 2008-2010 годам в России накопится слишком много негативных тенденций, начиная от демографии, пенсий, социальных неурядиц и кончая инвестициями и (возможно!) нефтяными ценами, в связи с чем что-то где-то может сильно треснуть. Конечно, столь глубокий кризис никому и в страшном сне не мог привидеться — не оракулы, слава богу, — но как врач предсказывает неприятности из-за растущего уровня холестерина в крови, так грамотные эксперты предсказывали грядущие нелады. Они бы и сами собой проявились, но тут еще кризис, само собой, добавил.

Власть в худшем случае экспертов вырубала, а в лучшем с жалостью похлопывала по плечу: «Ваше время ушло… Учитесь жить в новом сильном государстве, с высокими нефтяными ценами… Поймите, встающей с колен Державе вы не нужны. Постарайтесь стать полезными народу в ином качестве».

Что может быть отвратительнее торжествующего кретина? Только торжествующий кретин, вещающий от имени народа. Не слишком приятно говорить правду, когда тебе ржут чесноком в лицо. Но все-таки говорили. В том числе из уважения к России. К сожалению, как говорили, так оно и получилось. 

В ответ трепетная лань привычно врала. А что бедняжке делать? В ее восприятии Россия — это вертикаль, а вертикаль — это кормушка, корнями уходящая в нефтяные пласты. И вдруг такой полный, говоря по-русски, когнитивный диссонанс. Остается только взять повышенные обязательства и врать с удвоенным остервенением. 

Полгода назад президент Медведев пожаловался на дефицит кадров. Кадровый кризис тоже завезли из-за границы? Или, может, из Питера? Вспомним сеанс общения премьер-министра В.В. Путина с народом и согласимся с президентом: грамотных управленцев стране остро не хватает. Давно такой откровенной совковой пурги не приходилось наблюдать. 

Мы, оказывается, ожидали 12 процентов инфляции, но получим около 13… «Мы» — это кто?

Правительство, что ли? Так правительство, помнится, обещало 8,5%. Уйти от двузначных индексов инфляции к однозначным. Забыл, сердешный? Или обещали людям одно, а для себя ожидали другое? 

Квадратный метр жилья в Москве, оказывается, стоит 45 тыс. рублей. Откуда? Дешевле 120-150 тыс. не найти. Это ведь не засланные либералы лодку раскачивают. Это, извините, жизнь. Материальная действительность. Она, дрянь этакая, в свое время и коммунизм помешала добрым людям построить. Уж они ее и расстреливали, и ссылали, и специальными ядами травили — а все напрасно. Есть, видать, предел человеческим возможностям. 

А кризис на рынке труда и гастарбайтеры? А «голландская болезнь»? А монополизация экономики, а срастание бизнеса с бюрократией, а передел собственности, а коррупция, а продажные суды, а война в Южной Осетии и международная изоляция? А вызов доктора Сечина к ЮКОСу и «Мечелу», а рейдерство под крышей силовиков? 

Сколько ж нам Америка гадости успела подбросить за восемь безоблачных лет.

Надо быть идиотом, чтобы на таком фоне инвестировать в российскую экономику. А власти обижаются. Логично: их советская модель как раз и подразумевает, что граждане должны быть идиотами. Им прикажут сдавать валюту — они и понесли. Прикажут покупать ценные бумаги — все вмиг поголовно купили. Чтобы зря не сомневались, зарплату при Сталине выдавали непосредственно государственными облигациями. С таким замечательным народом никакой кризис не страшен: месячишко-другой без денег помыкается, зато какое облегчение общенародному государству! А потом еще разок… И народ в ответ только отчаяннее любит родную советскую власть. Куда он денется.

А теперь вот — не несут. Верят, кивают, врагов в клочки готовы порвать, но баблом, гады, не делятся. Сталина на них нет. Омещанилось население, заразилось губительным вирусом потребительства. Ему говорят — бери «Жигули», а оно — хочу, мол, иномарку. Как с такими мерзавцами без спецназа? Вон, региональным элитам яснее ясного было сказано: снижайте свою часть налога на прибыль на 4%, вслед за героическим федеральным Центром! А те рыло в сторону и в упор не понимают… Жадные такие.

То есть буксует машинка. Без расстрелов и Колымы путинская вертикаль все равно что Андропов, рыскающий по баням за трудовыми резервами. Кто-то сей факт осознал 30 лет назад, а кому-то он и сегодня в новинку. 

 И тебя, значит, товарищ, тоже с Новым годом. Воспринимай по чуть-чуть. Смотри, не перебери с непривычки.

 В СССР было хорошо: не умеешь быть идиотом — научат; не хочешь — заставят. Чтобы по сторонам не отвлекался — шоры. Чтобы не ленился — шпоры. Благодать! Особенно тем, кто наверху. Да они же не со зла: по-другому телега не движется. Она, впрочем, и так не движется — но чекистам сие неведомо в силу особенностей восприятия. Они же трудятся, как в Писании велено — в поте лица своего. Где надо — научат. А где надо — заставят. Не без этого. Иначе-то как? Население без шпор, без шор и без ногайки дичает, общенародное государство теряет мощь и престиж. Иначе нельзя, сынок…

 Рельсы, избранные Путиным, естественным образом ведут к запрету независимых источников информации — раз, к усилению спецслужб и тотального силового контроля — два, к уничтожению политической конкуренции — три, к экономическому застою и снижению жизненных стандартов — четыре.

Если вовремя не опомниться, то к коллапсу административного аппарата и всего государства — пять. Нам-то это понятно давно, а вот им… Пока жареный петух не клюнет в главный орган восприятия — все пофигу. Нефть клокочет в огненной груди.

На чем сердце успокоится

Кто первый восстановит нормальную способность к восприятию действительности — народ или элита? Теоретически, конечно, должна элита. Знает больше, понимает лучше. Наверное, так оно и будет. Скорее всего, в течение 2009 года. Иными словами, Путина сольют свои? Не исключено. Он эту опасность сознает и очень не хочет. Слишком велики риски, слишком длинный хвост тащится. Могут начать задавать неуместные вопросы про миллиарды из Газпрома, про «Гунвор». Луговой может зачем-то оказаться в Лондоне и, защищая свою жизнь, расскажет, кто и на каком складе выдал ему полоний… Кстати, а где Ковтун? Как его здоровье? Взрывы на Каширке, новое расследование по Беслану… Нет, такого им совсем не надо.

 Следовательно, рельсы после одной из стрелок ведут прямиком к узурпации, полному отказу даже от кастрированных выборов, к чрезвычайному положению, чему-то вроде ГКЧП-2. В лучшем случае, к обратной рокировке Путина в президенты. Трепетная лань осипшим от страха голосом объяснит, что это необходимо для сохранения государственной целостности, порядка и безопасности граждан. А для чего еще перевороты устраивают? Всегда и везде — для укрепления безопасности, порядка, а также для отражения внешних угроз. Дураку ясно. Хотя пока далеко не каждому. Ох, не каждому.

Или аншлюс, войнушка. Маленькая такая, симпатичная. Новое государство. Тоже неплохой вариант для сплочения нации и бесконечного пребывания у руля. 

Но это крайние случаи. Хотя очень даже возможные. После Грузии ничего невозможного вообще не осталось. Но есть и другой набор сценариев.

 Как-то они внутри себя договорятся, что-то подрихтуют, где-то гаечки отпустят, где-то подтянут, сальнички и прокладки поменяют… Настоящих буйных по-хорошему и с уваженьицем нейтрализуют. Кого-то в отставку, кого-то послом; кого-то, более рационального, наоборот, со стороны пригласят… Поползем со скрипом дальше, ремонтируясь на ходу. Уж больно велики в противном случае у элитных граждан будут издержки. 

Да и на Западе демократия и общественные договоры тоже не от добрых чувств рождалась, а из вполне шкурных переживаний и прагматичного нежелания нотаблей постоянно рисковать жизнью и свободой. Примерно по нашему сценарию, медленно и неправильно.

Хотя — кто знает. Был же Гитлер и при нем Крупп, другие неглупые магнаты… Просчитались, мозгов не хватило, повелись на харизму сверхчеловека? 

И все-таки вряд ли. Наши нынешние просто по природе мелкотравчатей. Их не столько Власть волнует, сколько кормушка при ней. К тому же слишком много и слишком понятно данный вариант обсуждался и обсуждается. Да и опыт исторический не вдохновляет. Давеча министр иностранных дел г-н Лавров покорнейше попросил у МИДа Эстонии разрешения пустить вечно юного г-на Якеменко в Европу. А то трепетному олененку после половецких плясок у эстонского посольства шенгенской визы не дают. 

Чтобы эта публика — да еще одно ГКЧП? Думаю, струсят. А как настанет пора у МВФ займы просить, то и к Саакашвили на поклон пойдут. 

Но готовым надо быть ко всему. И, в любом случае, осадок от 2008 года останется. Как при позднем пробуждении с тяжелой идеологической похмелюги.

Пожалуй, так оно и лучше. Потихоньку, с рассолом и аспирином, подниматься с колен. Восстанавливая нормальное восприятие действительности. Да какие, собственно, альтернативы?

Все ультрасвободолюбивые «Пусть сильнее грянет буря...» и «В наше время надо кастетом кроиться миру в череп» вызывают рвотный рефлекс сугубо по ассоциативно-метафорическому ряду. Видали мы и кастет в раскроенном черепе, и бурю тоже. Ничего интересного. Надо научиться ценить опыт горького похмельного осадка. В конце концов, тоже часть жизни. Никогда столкновение лоб в лоб упертой власти и пламенных революционеров не приносило пользы ни лбам, ни государству, ни экономике, ни культуре.

Сдерживайтесь, господа. Вы же такие умненькие-благоразумненькие. С Новым годом вас. Он будет хуже.

Дмитрий Орешкин