России нужно внимание?

На модерации Отложенный

Эй, Барак! Мы здесь!

Именно с таким новогодним посланием во весь голос обращается Кремль к избранному президенту Бараку Обаме накануне его прихода в Белый Дом. Пусть Россия президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина и утратила статус сверхдержавы, но эти люди не намерены оказаться забытыми в момент, когда мировые лидеры пытаются проторить тропу в Белый Дом.

В последние недели Кремль принял решение о продлении президентского срока с четырех до шести лет. Это вызвало бурю предположений о том, что Медведев покинет свой пост, а Путин придет на свой третий, более продолжительный президентский срок. А может быть, впоследствии и на четвертый. Таким образом, Путин может пережить Обаму на посту президента - даже если тот будет там два срока подряд. И игнорировать его в таких условиях нельзя.

Тем временем, Кремль продолжает консолидацию власти, на сей раз, принятием нового жесткого закона о государственной измене, при помощи которого легче будет преследовать в судебном порядке политические партии.

Хотя по словам Путина, он надеется на улучшение связей с "нашими американскими партнерами" после прихода Обамы, премьер-министр явно стремится распределить риски.

Совет безопасности России получил задание составить новую стратегическую доктрину, в которой Соединенные Штаты Америки и их союзники могут быть названы главной угрозой для страны.

Кремль, переживающий удар за ударом от падения цен на нефть и мирового экономического кризиса, тем не менее, планирует потратить 170 миллиардов долларов на модернизацию своей армии, в рамках которой должно быть принято на вооружение 70 современных ракет, способных прорываться сквозь противоракетную оборону США, 14 новых боевых кораблей, 48 самолетов и 300 танков.

Ведутся зловещие переговоры о продаже Ирану средств ПВО, способных помешать Америке и Израилю наносить воздушные удары по вызывающим серьезную обеспокоенность иранским ядерным объектам.

А российско-американские переговоры о дальнейшем сокращении ядерного оружия застопорились.



Все это напоминает нам о том, насколько серьезно ухудшились американо-российские взаимоотношения при Джордже Буше. Кремль чувствует себя уязвимым в политическом плане и ощущает потребность наносить ответные удары.

Хотя эти демонстративные шаги Кремля отчасти предназначены исключительно для внутренней аудитории, чтобы отвлечь внимание общества от экономических проблем России и утраты статуса сверхдержавы, русские искренне опасаются военных посягательств извне. Это у них в коллективной генетической памяти.

В стране существуют опасения в том, что НАТО продолжит приближение к самым границам России, приняв в свои ряды Украину и Грузию. А решение Буша разместить ракеты ПРО в Польше и радиолокационную станцию в Чехии еще больше разрушило двусторонние отношения.

Москва играет мускулами перед лицом Украины, повышая для нее цены на свои энергоресурсы. А летом Россия ввела 10000 военнослужащих в крошечную Грузию, чтобы подавить попытки жесткого воздействия на находящиеся там анклавы с российским населением. Действия Кремля по развертыванию новых ракет, Иран и остановка переговоров о сокращении вооружений - все это можно расценить как следствие опасений по поводу американской системы противоракетной обороны.

У Обамы достаточно авторитета и возможностей, чтобы развеять часть опасений России. Как и русские, он выступает за контроль вооружений. Поэтому он в состоянии заключить с Россией успокоительную сделку о сокращении ядерного оружия и о восстановлении равновесия в обычных системах вооружений. Основные союзники США по НАТО выступают против включения в ряды альянса Украины и Грузии. А схема противоракетной обороны слишком ненадежна, чтобы заслужить доверие. Кроме того, она совершенно не нужна. Между Вашингтоном и Москвой не должно быть такой напряженности, которая существует в настоящее время.

Однако бурчание Кремля довольно ясно напоминает нам о том, что такие взаимоотношения нуждаются в уходе и внимании.