\"Стиляги\" – фильм о взрослении и свободе выбора

На модерации Отложенный

Трейлер фильма Валерия Тодоровского «Стиляги» обещал нечто вроде а-я-иду-шагаю-по-Москве (все эти веселые парки культуры, радостный смех персонажей, светящиеся гирлянды и обязательный антураж в виде советских автоматов для продажи газировки), песни-танцы... Да еще и придуманный каким-то горе-пиарщиком жанр: «фильм-праздник».  

Весь этот новогодний постмодерн для масс заранее отвращал и наводил тоску. Хотелось посмотреть и заклеймить. Опять, мол, эти старые песни о чем-то немаловажном, у нас была великая эпоха и вообще — жить было лучше, жить было веселей. Особое омерзение вызывали (не могли не вызвать) рекламные плакаты: мясистые, попугайские, бесстыдно-безвкусные. По мнению продюсеров так должна выглядеть приманка для широкого, но, увы, крайне неглубокого зрителя. Если макакам раздать по «маку» - получится примерно такая вот продукция.

А оказалось! Оказалось, что режиссер, похоже, снимал кино для своего собственного удовольствия — перемешивая паркеровскую «Стену» с фильмом «Завтра была война» и иногда даже александровским «Цирком». Получилось чуть-чуть вторично, но ужасно мило. Особенно хорошо поработали художник-постановщик (Владимир Гудилин) и оператор (Роман Васьянов). Материальная сторона быта пятидесятых воссоздана тщательно, но без краеведческого сопения.

Что касается актерского ансамбля - здорово, что звезды первой величины оказались все-таки на втором плане, выдвинув вперед грубоватую и резкую Оксану Акиньшину (Полли) и лиричного Антона Шагина (Мэлс), неуловимо напоминающего молодого Эдварда Нортона. Главное открытие этого фильма, конечно, он — Мэлс, бывший комсомолец из простой советской семьи (великолепен и его отец, сыгранный Сергеем Гармашом), ставший стилягой ради девушки по имени Полли. Таких парней как он сейчас редко увидишь на экране — ненакачанный, угловатый, невысокий. Но зато — какая улыбка! Лишь бы его теперь по сериалам не затаскали.

Что касается сюжета мюзикла, то он, конечно, предсказуем, что вполне годится для этого жанра... Вот только через полтора часа повествование несколько скучнеет, и начинаешь слегка тосковать по рекламным паузам.

Впрочем, последние две сцены действительно очень трогательные — их стоило дождаться.

А вот ругать ленту за недостоверность исторического фона и отдельных деталей — не стоит. К Советскому Союзу это повествование имеет опосредованное отношение и на историзм не претендует. Скорее, речь в фильме идет о взрослении, о свободе выбора, о желании сделать тот самый «шаг влево, шаг вправо», за который раньше стреляли без предупреждения. И еще о том, как это грустно — не суметь повзрослеть. Не знаю, какую задачу ставили перед собой создатели фильма — хотели ли они развлечь зрителя или просветить, а может и заставить погрустить чуть-чуть? Надеюсь, что они сами здорово развлеклись во время съемок. Не в смысле — оттянулись, а в смысле — получили наслаждение от творческого процесса.

Драматург Виктор Славкин, автор пьесы «Взрослая дочь молодого человека» (первоначальное название которой было «Дочь стиляги») вспоминает то время: «...того, что у нас обозначается термином "молодежная культура", просто не существовало. Все, что относилось к этому разряду, называлось хулиганством. Появилось сначала неосознанное, а потом и вполне осознанное желание не становиться такими, как их родители. Как-то измениться, переделаться, перевернуться, соскочить с колеи, выпрыгнуть из стандартов, а если к сроку не получится, лучше продлить срок, затянуть свою молодежность, может быть, даже стать посмешищем - пусть! - только бы нарушить этот инкубаторский график. Слово "инфантильность" возникло гораздо позже. Но то, что оно обозначало, уже началось».

Неслучайно, мне кажется, имена героев перекликаются — Бэмс у Славкина и Мэлс у сценариста «Стиляг» Юрия Короткова (у него, кстати, вышла недавно книга, посвященная стилягам). И вдогонку: сами стиляги себя таким словом не называли — это было ругательное, сатирическое обзывательство. Сами они себя звали «штатники», но об этом в фильме не говорится. Ведь штатником быть у нас  всегда не очень безопасно... Тут мог бы стоять смайлик, но я ставлю многоточие.

Ирина Драгунская