Игры разума: смотришь в книгу – видишь шифровку

На модерации Отложенный Работы, проводимые американскими учеными из Политехнического института Ренсслер, несомненно, привлекут внимание всевозможных любителей конспирологических теорий и историй о тайных агентах. Дело в том, что они исследуют возможность спрятать противозаконное или секретное сообщение в средствах повседневных коммуникаций, таких как фотографии, видеоролики и газеты, пишет сайт телеканала Discovery.

"Если вы открываете какой-то источник информации и он выглядит вполне нормально, то акт коммуникации прошел успешно, - говорит Джеремия Хармсон, который работает сейчас в компании Google, а большую часть своих научных изысканий проделал во время работы над докторской диссертацией в Ренсслере. - Однако если вы не можете прочитать сообщение или оно вам кажется подозрительным, то вы потерпели неудачу".

Подобная практика, известная как стеганография, является обратной стороной криптографии. В случае криптографии все участники знают, что зашифрованное сообщение было послано. А вот содержимого сообщения не знает никто, кроме человека, его зашифровавшего. Со времен знаменитой немецкой шифровальной машины "Энигма" и до наших дней, когда шифрование осуществляется посредством современных компьютерных технологий, огромное количество усилий было потрачено на то, чтобы придумать новые способы взлома этих кодировок.

Стеганография, или сокрытие факта передачи сообщения, предполагает, что сам факт передачи кодированного сообщения неизвестен, а шифровки могут находится на самом видном месте в открытом доступе. Совсем как в известном фильме "Игры разума", где главный герой в исполнении Рассела Кроу убедил сам себя в том, что коварные коммунисты прячут свои сообщения в новостных статьях газет и журналов. В результате он съехал с катушек, пытаясь обнаружить эти сообщения и расшифровать их. Конечно, герой Кроу страдал душевным расстройством, однако его страхи не такие уж и беспочвенные.

Передаваемые сообщение могут быть предельно простыми. Например, изменение цифры "ноль" на "единицу" в каком-то конкретной части газетной полосы, может означать "да" или "нет". Подобные простейшие сообщения практически невозможно обнаружить, если они спрятаны внутри изображения или любого другого большого файла.
В действительности отправители даже не придется ничего менять.

В качестве примера Хармсон приводит биржевого брокера, который незаконно передает своему клиенту или приятелю инсайдерскую информацию. С этой целью трэйдер может послать по электронной почте семейную фотографию,изменение всего одного бита в верхнем правом углу которой, будет означать соответствующую рекомендацию: "0" - продавать, "1" - покупать.

Сообщения могут быть очень детальными. Возьмем для примера изображение, сделанное трехмегапиксельной фотокамерой. Каждый из его трех миллионов пикселей может быть одного из трех цветов: красным, синим или зеленым. Для того, чтобы присвоить каждой букве алфавита свое уникальное значение, достаточно трех пикселей. Это означает, что один снимок потенциально может содержать 1 млн различных символов, - достаточно для того, чтобы вместить туда целую книгу. 

Эффективность использованного метода шифрования проверяется посредством традиционного сценария, когда "заключенный" пытается передать сообщение таким образом, чтобы оно осталось незамеченным "охранником", который активно старается найти скрытый текст. Точное количество информации, которое может быть спрятано зависит от типа медианосителя (текст, изображение, аудиозапись и т.д.), однако в большинстве случаев лишь 11% изначальной информации может быть подвергнуто изменению, без того, что бы "охранник" смог это обнаружить.

"То, какое количество информации можно спрятать и сколько полезной информации можно зашифровать без риска ее обнаружения, по-прежнему остается одним из фундаментальных вопросов стеганографии, - отмечает Джесика Фридрих, профессор электрического и компьютерного проектирования из колледжа SUNY-Бингхэмптон в Нью-Йорке.- Работа, проведенная Джеримией, является попыткой найти ответ на этот вопрос с теоретической точки зрения".

Скорее всего, ответу не суждено быть найденным. Любой способ скрыть сообщение незамедлительно породить способ его обнаружить. "Это как игра в кошки-мышки", - говорит профессор Фридрих.