Зачем и до каких величин будут девальвировать рубль?

На модерации Отложенный

Центробанк в очередной раз расширил границы валютного коридора, привязанного к «корзине» доллар-евро, тем самым, девальвировав рубль. И возникает естественный вопрос, даже два. Во-первых, зачем девальвировать, а, во-вторых, до каких величин.

Ответ на первый достаточно простой. Если у любой страны есть дефицит платежного баланса (то есть вывозится валюты больше, чем ввозится), то на ее национальную валюту есть серьезное давление: те, кто хочет вывезти начинает продавать свои запасы национальной валюты внутри страны и, как следствие, она начинает дешеветь. Это вообще свойство рынка – товар, который находится в избытке (то есть на него нет покупателя) дешевеет, а который в недостатке – дорожает.

У России довольно долго был колоссальный избыток долларов и евро – в связи с поступлением в страну выручки от продажи энергоносителей и других экспортных товаров. Да и иностранные инвестиции, пусть не очень быстро, но все-таки шли. Да и спекулятивные деньги, которые вкладывались в фондовый рынок и другие спекуляции тоже поступали. Да и наши банки и компании брали колоссальные кредиты в валюте. И, как следствие, рубль начал расти, а доллар и евро падали. Беда только в том, что при этом становились дешевле импортные товары, стоимость которых определяется как раз в этих падающих валютах. И, как следствие, импорт рос, а отечественное производство загибалось. Сейчас ситуация изменилась. Инвестиции прекратились, спекулятивные деньги стали выводить (собственно, уже почти все вывели), нефть стремительно дешевеет. Поскольку поступают доходы от нефти в страну с лагом месяца в три, то сейчас нефтяные деньги еще идут большие, но сразу после Нового года они резко начнут сокращаться. Не упали только закупки по импорту (куда бы им деваться?), что, как понятно, требует вывоза долларов и евро. В общем, рост рубля практически неминуемо сменится его падением, которое уже началось.

Имеет ли смысл его сдерживать? С точки зрения банков и компаний, которые понабрали валютных кредитов, стоит, безусловно. Поскольку для возврата им нужно покупать валюту внутри страны за рубли, и чем сильнее рубль упадет, тем больше рублей понадобится. Но поскольку покупатели на валютной бирже требуют долларов и евро (и для вывоза их за рубеж и для защиты сбережений от девальвации), то для предотвращения обвала рубля Центробанк должен их предоставить из своих резервов.

Но, теоретически, именно и этих резервов только и можно выплатить корпоративные и банковские долги – предоставив их предприятиям-должникам по фиксированной ставке. Иначе им просто конец. Так что выбор тут довольно простой: либо девальвация и выплата долгов, либо «крепкий» рубль и отсутствие в стране долларов и евро для их выплаты. Отметим, что резервы ЦБ уже меньше, чем совокупный корпоративный долг. Да, конечно, выплачивать эти долги нужно не прямо сегодня, но, все-таки … Так что девальвировать рубль все равно рано или поздно придется, поскольку темпы, которыми расходуются резервы на его поддержку достаточно велики.

Теоретически, лучше всего это сделать быстро и одноразово, так, чтобы потом он даже немного рос, но тогда, по чисто политическим причинам, кто-то должен стать «крайним», а такое никому из «власть предержащих» не нужно – соответственно, они всячески оттягивают этот неприятный момент.

Есть еще одно обстоятельство, которое нужно учитывать. Резкая девальвация рубля – это падение уровня жизни населения, значительную часть текущего потребления которого составляет импорт. То есть тоже политическая проблема. И, в отличие от 1998 года, быстрой замены импорта отечественным производством не произойдет: нет уже созданных в эпоху социализма мощностей, нет рабочих рук, да и навык уже во многом исчез. То есть для того, чтобы компенсировать потери от девальвации нужно будет некоторое время и вложение денег. Государство у нас в этом плане работает крайне плохо, значит, вкладывать должны частники, но они будут это делать только в том случае, если речь пойдет о реальном возврате таких вложений. А для этого конкурировать и импортом должно стать выгодно, то есть падение рубля должно быть достаточно серьезным. По оценке компании «Неокон», сделанной в рамках программы по информационному обеспечению малого и среднего бизнеса в условиях кризиса – как минимум до уровня 50-55 рублей за один доллар США.

Вот и колеблется Центробанк, которому и хочется, и колется, поскольку, как уже говорилось, поступления валюты резко сократятся после Нового года, а давление на рубль не прекратится, я думаю, что до конца января он определится почти наверняка. А может быть – и раньше, не исключено, что еще до Нового года.

Михаил Хазин