Как кризис ударил по российскому телевидению

На модерации Отложенный

Телесериалы сегодня можно сравнить с брошенными детьми, ставшими заложниками "нелюбовного треугольника": телеканалы - рекламодатели - производители телефильмов. Телеканалы готовятся к снижению доходов от рекламы, начинают снижать закупочные цены на сериалы и не спешат браться за новые проекты.

Все хорошо, прекрасная маркиза?

Здравый смысл вроде как подсказывает, что, когда настает кризис, из двух составляющих известной поговорки - "Хлеба и зрелищ!" - нужно выбрать что-то одно. Хлеб производить дешевле, чем сериалы - средняя стоимость одной серии мыльного телефильма - 150 000 долларов. Финансовый кризис уже довольно ощутимо ударил по крупнейшим производителям.

По оценке экспертов, сериальное производство в целом по стране сократилось на 20%. Рекламному рынку грозит падение до 40% от нынешнего уровня. Скидки на рекламу в прайм-тайм становятся обычным делом. Закупочные цены на телепродукт упали на 30-40%.

Одним из первых громко заявил о резком сокращении штата своей компании (с 120 человек до 28) и замораживании 70 проектов на сумму около 14 млн. долларов президент компании "Амедиа" Александр Акопов.

Замораживают съемки и такие крупные кинопроизводители, как "НТВ-Профит" и "Централ Партнершип" (ЦПШ). Но там потери скромны. К примеру, ЦПШ из 30 проектов, запущенных в производство, затормозил только три.

- В нашей компании заморожены все до одного телепроекты, - рассказал "Труду" художественный руководитель компании "Мостелефильм" Валерий Ахадов, - но их названия я обнародовать не могу по причине конкуренции. Но мы наготове, ведь рано или поздно "форточка" откроется... Может быть, в апреле. Читаем сценарии. Кризис случился отчасти и потому, что из сумм, выделяемых на кино, много денег уходило налево...

- Кризис - то самое время, когда видно, кто чего стоит, - уверен Александр Акопов.

Еще год назад глава "Амедиа" говорил о перепроизводстве сериалов. Подсчитано, что среднестатистический зритель проводит у телевизора три часа в сутки. Зритель только выиграет от кризиса, так как ему начнут показывать только лучшие фильмы, а не сомнительные полуфабрикаты последнего времени.

Кризис поставил на место многих продюсеров, режиссеров и актеров, которые утратили чувство реальности и задирали цены выше всякого здравого смысла. Гонорары отдельных режиссеров достигали 15 000 долларов за съемочный день, актеров - 10 000 долларов. Сегодня эта планка снижена на 30%, производители ждут, что она упадет на все 70%.

Средняя стоимость одной серии мыльного телефильма - 150 000 долларов. Хотя бывали бюджеты и гораздо заоблачнее. Первые серии "Моей прекрасной няни" шесть лет назад СТС приобрел по 30 тысяч долларов, серии последнего сезона, стартовавшие в ноябре, стоили каналу уже около 200 тысяч.

Между тем непосредственные потребители сериальной продукции - телеканалы - особенно на кризис не жалуются. На СТС рассказали "Труду", что с тех пор, как "грянул гром", руководство телеканала не отказалась ни от одного своего проекта. "Амедиа" для СТС выпустило два сезона "Моей прекрасной няни", компания "Коста-фильм" - сериалы "Рыжая", "Маргоша", "Ранетки", "Кремлевские курсанты".

В пресс-службе канала "Россия" также сообщили "Труду", что отказываться от приобретения сериалов телекомпания не планирует. Иначе что будут смотреть зрители? Сейчас канал финансирует новый сериал "Журов" с Андреем Паниным в главной роли.

Сериальные магнаты пока надеются на щадящий сценарий развития событий. В одном из недавних интервью гендиректор Первого канала Константин Эрнст сделал заявление, что его компания пока успешно борется с кризисом. "Тем не менее производство трех высокобюджетных проектов, запланированных на вторую половину телесезона, уже остановлено. Если объем рекламы будет падать, перейдем на более экономичное производство", - прокомментировал он ситуацию. Но в кулуарах Первого канала нам намекнули, что это "экономичное производство" может означать следующее: форматы проектов станут, называя вещи своими именами, беднее.

С миру по нитке

Наступает время малобюджетных сериалов - с более простецким сюжетом и малоизвестными актерами. Скромнее станут декорации, костюмы, и сниматься такие фильмы будут быстрее, к примеру, 30-минутную серию будут снимать за те же 30 минут, а не 15 дней по 15 часов. Многие прогнозируют возвращение на наши экраны бразильского "мыла", но производители уверены, что время его прошло.

Что касается родного "мыла", то не будем забывать, что те сезоны полюбившихся сериалов, которые зрители увидят в новом году, были сняты еще до кризиса. Это-то и позволяет сериальным магнатам до поры до времени хорохориться, заявляя, что больших проблем, в связи с кризисом нет. Но "час икс" для многих настанет в сентябре-октябре 2009 года, когда многие сериальные "заначки" окажутся исчерпанными. Будут ли тогда каналы довольствоваться повторами или начнут массово закупать "мыльную" продукцию, произведенную нашими ближайшими соседями, например Украиной, пока не ясно. В сетке вещания уже заметно прибавилось украинских документальных фильмов.

Скорее всего, это только начало. И, возможно, времена, когда та же волна дефицита дойдет и до сериальной продукции, не за горами.

Источник в компании "Амедиа" сообщил, что приостановлены новые телепроекты, которые только находились в разработке. Те же сериалы, съемки которых начались, продолжаются. Так, снимается вторая часть (60 серий) фильма "Монтекристо" для Первого канала, доснимаются сериалы "Общая терапия", "Деревенская комедия". А производство сериала "Петровка, 38" приостановлено не из-за кризиса, а из-за несовпадения графиков актеров-исполнителей главных ролей. Хотя скорее всего это, что называется, стечение обстоятельств.

Вячеслав Муругов: Телевизор - это последнее, что продадут люди

Генеральный продюсер холдинга "СТС Медиа" Вячеслав Муругов в отношении кризиса телесериалов придерживается принципа Наполеона: "Войдем в бой, а там посмотрим".

- Какие проекты заморозил СТС из-за кризиса?

- Никакие. Но на запуск новых проектов смотрим через призму развития ситуации. Ситуация непростая, но есть большой плюс в том, что я перестал слышать от наших звезд фразу: "Я в сериалах не снимаюсь". Можете спросить у любого актера.

- Вы думаете, во время кризиса люди будут больше смотреть телевизор как самое доступное из зрелищ?

- В сложные времена люди все-таки тянутся к чему-то доброму, к вечным семейным ценностям. У нас как раз такая ниша. Сегодня все телеканалы находятся в одинаковых условиях. Но мы становимся особенно актуальным каналом, так как каждая серия "Папиных дочек" и "Ранеток" заменяет новости, потому что все наши проекты всегда на злобу дня. В этих проектах актеры становятся звездами на глазах у зрителей. Вы еще увидите, как Пуговка станет бабушкой.

- В новом сезоне будут премьеры?

- Обязательно. Несколько лет назад люди серьезно уверяли, что ситком на российском ТВ не приживется. Но появилась "Моя прекрасная няня", и пошло-поехало! Сейчас мы готовим к новому сезону сериал "Маргоша". Там по сюжету девушка заколдовала главного редактора мужского журнала. И тот сам стал девушкой. Мы бросили на этот проект лучшие силы, разобрали оригинальную версию по косточкам, и в результате сериал стал исключительно российским.

До глобальных проблем мы еще не дожили, но всех тревожит, что будет с рекламным рынком в следующем году. Видимо, из-за этого каналы уже начинают диктовать свои цены. Цены у большинства продюсеров были неоправданно высокими. Я в свое время делал сериалы, которые стали хитами, по совершенно другим ценам и хорошо знаю, чем живет производственная компания. Слава богу, у нас есть и свои производственные мощности, благодаря которым канал защищен от любых лоббистских шагов в его сторону. Никто не знает, до какой степени будет развиваться кризис, но последнее, чего он коснется в холдинге "СТС Медиа", так это контента, то есть содержания. Мы будем делать упор на рейтинговые проекты. На мой взгляд, в медиабизнесе кризис в последнюю очередь затронет производство программ и сериалов, кино- и телекомпании. Нам как телеканалу-заказчику, с одной стороны, и производственным компаниям, с другой стороны, нужно будет действовать сообща: договариваться и находить взаимовыгодные условия. Скорее всего, мощности некоторых производителей придется объединить. Будем пересматривать экономику отношений с ними.

- Как вы считаете, может ли Ассоциация теле- и кинопродюсеров поддержать производителей сериалов?

- Я думаю, эта организация была создана с целью регулирования отношений между каналами и производителями. Участники ассоциации и представители телеканалов надеются, что с помощью этой структуры смогут достичь компромисса в вопросе снижения себестоимости производства.

Исключение

13 млн. рублей за одну серию

В России есть только одна категория телесериалов, которые не затронул кризис, - это фильмы, которые снимаются за счет правительства Москвы.

Проекты будущих сериалов утверждаются на три года вперед. В октябре 2007 года состоялся конкурс. Проекты-победители получили финансирование из расчета 13 млн. руб. на одну серию. Уже вышли: 16-серийная драма "Тяжелый песок" по роману Рыбакова, 22-серийная "Московская сага" по роману Аксенова, мело-драма "Две судьбы".

В 2010 году выйдет сериал по роману Юрия Полякова "Грибной человек". Режиссер Николай Денисов снял детский фильм "Приключения на хуторке близ Диканьки" - о том, как мальчик из Москвы приехал отдыхать под Полтаву, и о его приключениях, связанных с творчеством Гоголя. Фильм покажут в марте 2009 года.

"Сериальщики" держатся вместе

В образованную недавно Ассоциацию теле- и кинопродюсеров вошли 19 компаний, контролирующих 80% производства телесериалов: "Амедиа", "Леан-М", "Костафильм", "Централ Партнершип", "Профит", "СТВ", RWS, "Дирекция кино" и другие. Они намерены вырабатывать совместные меры противодействия кризису.

Мигулина Катерина