Может ли интеллигенция спасти страну от кризиса?
На модерации
Отложенный
У меня есть странное неотвязное ощущение. Всякий раз, когда в мире случается какой-нибудь катаклизм, сбой или обвал, мне кажется, что ответственность за это чуть ли не в первую голову несет культура. Для нашей страны это особенно актуально. Чего-то главного культура не сделала. Не предостерегла, не предохранила, не вооружила нравственно.
Понимаю, как легко меня высмеять. Где имение, а где наводнение? Где фондовые рынки, а где вещие глаголы, чистые идеи и прочие эйдосы и дискурсы. Писатели (в подавляющем большинстве) не играют на бирже, театральные люди и деятели кинематографа, подозреваю, не имеют понятия о том, что такое "учетная ставка". За что же их винить? По какой статье привлекать к ответу? С точки зрения формальной юридической логики такой статьи не существует. Есть, однако, и другая логика, которая заключена в известной сентенции о том, что трещина мира проходит через сердце художника, а потому художник, уж простите такую высокопарность, должен чувствовать себя в ответе за все. Если же он от этого ответа уклоняется, то, таким образом, теряет право на свое высокое предназначение. Впрочем, в том-то и дело, что в последние годы художники от этого утомительного долга нередко предпочитают "откосить", как призывники от военной службы. И свою обязанность перед обществом видят не в том, чтобы его духовно вооружать, а в том, чтобы бездумно и беззаботно его развлекать, подобно тому, как беспардонные диджеи развлекают в ночных клубах тех же счастливо "откосивших" призывников. Я просвещаю, а вы развращаете, с горечью констатировал герой старой пьесы Островского. В последнее время мастера культуры как-то безотчетно и незаметно сообразили, что развращать оно не только проще, но еще "доходней и прелестней". Упустив из виду, что долгим этот сладостный процесс быть не может, что приятное обнищание духа неизбежно завершится пугающим финансовым обнищанием.
"Если пес околел у хозяйских ворот, неизбежно погибнет страна и народ" - есть такие пророческие строки в средневековой немецкой балладе. Смысл данного провидения, как вы понимаете, не столько в плаче по несчастной собаке, сколько в точно подмеченной закономерности: равнодушие, жестокосердие, эгоизм, безмерная корысть, сделавшись нормой общественного бытия, рано или поздно доведут это самое общество до ручки. Похоже, что современная культура весьма этому способствует.
Сколько себя помню, ни о любви, ни о славе не мечтал так, как о свободе. Вполне в согласии с пушкинским заветом, что только она (воля!) и может служить заменой проблематичному счастью. Пренебрегая соблазнами карьеры и конформизма, лелеял в душе этот робкий, но упрямый росток тайного вольномыслия. А когда в конспирации отпала нужда, вдруг обнаружил, что некоей глобальной идеи, которая жгла бы, "как уголья в горсти", - умри, но выскажи, - какой-то сокровенной мысли, для выражения которой позарез необходима свобода, за душой у меня, скорее всего, нет. Увы. Полагаю, многим пишущим знакомо это стыдливое чувство. Оказывается, мало обрести, необходимо соответствовать. Дорасти внутренне. Данное соображение представлялось мне чрезвычайно благородным. Хотя процветающие коллеги убеждали меня в его безнадежном прекраснодушии и старомодности. Ибо искренне не понимали, зачем морочить себе голову высокими запросами и трепетать от обладания свободой, словно по случаю согласия неприступной и своенравной возлюбленной. Свободой нужно пользоваться азартно, нагло, бесстыдно, как покупной девкой по вызову. Не оттого ли в нашем культурном, а следовательно, и общественном климате задолго до всех банковских катастроф сквозила некая тотчас ощутимая злокачественность?
Не потому ли российский обыватель, подавленный несметным количеством "писательниц" в обложках, странно родственных эротическому белью, приученный к тому, что героем сериала длиною в целую жизнь может быть или бандит или содержательница борделя, ошарашенный эпатажем, составляющим главную "фишку" любого зрелища, душевно угнетен размытостью каких бы то ни было представлений о добре и зле? А ты, радетель тайной свободы, никак не можешь взять в толк, почему, вопреки всем подозрениям и проработкам, одаривала она такими художественными потрясениями и прозрениями и отчего свобода реальная обернулась натужным весельем и бездарностью? В лучшем случае - дурачеством. Забавой для узкого тусовочного круга. Натуральным, опять же по выражению классика, нахальством якобы эрудированных пошляков и самоуверенных скандалистов.
В прежние годы культура всеми правдами и неправдами, дерзостью, лукавством, эзоповой стилистикой, а главное - упорным сознанием своей неизбывной миссии, сопротивлялась тупому диктату идеологии.
Рынку она сдалась безоговорочно. Согласилась на все его условия. Более того, с усердием, свойственным всем перебежчикам, принялась пропагандировать его прагматичные до цинизма постулаты. В ножки поклонилась успеху. Восхитилась шоу-бизнесом и взяла на вооружение его нахрап, предав все свои прежние бескорыстные искания и запросы. Короче, проворно и бесстыдно обуржуазилась.
Только не спешите обвинять меня в совковых пристрастиях. Можно признавать рыночную экономику, историческую необходимость класса предпринимателей и не любить буржуазную культуру. Сытую, самодовольную, салонную, пищеварительную.
Истина состоит в том, что подлинное творчество всегда антибуржуазно, даже если этого и не декларирует. И нет никакого парадокса в том, что оно уживается с капиталистическим порядком вещей. Оно его смягчает, корректирует, заставляет принять гуманные формы, служит ему лояльной оппозицией, сообщает человеческие черты. И, как ни парадоксально, выручает его в критические моменты. О том, что Голливуд помог президенту Рузвельту вытащить нацию из глубокой депрессии, вспоминают сейчас наперебой. Но вот еще один, более близкий нам пример.
После войны в разгромленной, униженной, обнищавшей Италии демократические кинематографисты без призывов и деклараций решили служить своему обездоленному народу. И выработали невиданную в мире эстетику неореализма, абсолютной искренности и неприкрытой правды, пробудившей в простом человеке достоинство, подарившей ему надежду, помогавшей выстоять и победить.
Наши мастера в немалом большинстве, воспользовавшись благами демократии, демократизмом высокомерно пренебрегли. Пошли в услужение денежным мешкам и их понятиям о красивой жизни. Возвели в культ не правду, не сострадание к людям, а гламур, то есть наглую имитацию красоты, безвкусное подражание счастью.
Сам собою напрашивается вывод: не обеспеченные реальным содержанием банковские бумаги имеют в духовной сфере аналог в качестве поддельных, нескрываемо дутых ценностей.
Все на свете кризисы рано или поздно проходят. Преодолеть их помогает разумная и честная экономическая политика. Но не поддаться распаду, не потерять лица, сохранить живую душу помогает в этих безжалостных обстоятельствах только культура. Та самая, что не зависит от курса валют и колебаний на биржевых торгах.
Анатолий Макаров
Комментарии
С другой стороны, спрос – рождает предложение. Народ расхватывает с прилавков детективчики, как горячие пирожки, стимулируя тем самым авторов подобной «культуры» на написание все новых и новых «шедевров».
Культура, по сути своей, это не этикет и не снобизм, а информированность и интеллект. А интеллект без \"пищи\" превращает человека в обезьяну, пусть и гламурную. :))))
В 60-х годах Главный конструктор Грушин организовал, как вы говорите выездные пленеры, под названием \"Устный журнал\", где к сотрудникам его КБ приезжали выдающиеся и популярные личностями тех времён - Орлова, Чернышов, Ножкин, Е.Леонов и много-много других ЛИЧНОСТЕЙ.
И подстать этому \"развитию\" и продукция получалась - сбитый Паульс, воздушная война в Корее и Вьетнаме, воздушный щит России.
Постановка общественных целей в творчестве - это бред. Но общество, как и отдельные люди не, существует без воли, тенденций и идеалов. Вот это (в том числе) и отражает художник, когда творит. А когда пишет на заказ, то просто использует технические наработки. И это уже не творчество.
Остальное, по моему - эклектика, поверхностное цитаничанье.
В средние века художник всегда стремился обзавестись меценатом, и не похоже, что это кого-то унижало.. Рукопись-то надо же продать.
водырем простого народа - она служила народу,образовывая и возвышая его.
Сегодня в России такой интеллигенции нет!...Все СМИ и ТВ,практически все управление массовой культурой сегодня монопольно захватила еврейская ди
аспора.Именно ее представители разлагают,развращают,оболванивают и зом
бируют простой русский народ.Спрашивается - зачем?,с какой целью?.. На
центральных каналах ТВ одни и те же лица,одной этнической группы - прав
да прячутся за русскими фамилиями.Почему прячутся?...От кого прячутся.
Да посмели бы они в Израиле попробовать гнать такую грязь по ТВ - их рав
вины бы разорвали на куски...А в России все можно! Разлагают русский народ
с одной целью - полностью убить в нем русский дух,русскую общинность,ру
сскую культуру...Поэтому русские и вымирают по миллиону человек в год.
Скоро по ТВ будут одни еврейские фильмы на иврите.Все идет к этому.
А весь смысл обвинений деятелей культуры сводится к \"нужно было лучше объяснить, что ЭТО (или то-то) делать было нельзя\". На все случаи жизни инструкции не напишешь и всего не предусмотрешь, значит нужны просто КУЛЬТУРНЫЕ люди, которые не нажмут на красную кнопку ядерной бомбы.
Но есть культура, ведущая к жизни, а есть - наоборот: к смерти. Имеющаяся преобладающая советско-русская культура уверенно ведет к смерти.
Давно читал о небольшом племени во Вьетнаме, которое получив доступ к оружию во время войны почти полностью самоуничтожилось - каждому выгодно было застрелить соплеменника и воспользоваться его имуществом. В России сходная ситуация: по другим параметрам но с аналогичным результатом.