Можно ли сдержать распространение ядерных технологий?

На модерации Отложенный

Пока американские войска остаются в Ираке и Афганистане, свободы маневра за их пределами Вашингтон практически не имеет из-за нехватки военных ресурсов. Но и если они оттуда уйдут, свободы не прибавится, поскольку лезть в хоть сколько-нибудь серьезную войну Америка теперь не рискнет очень долго по соображениям политического и психологического характера. Соответственно, силовой гегемонии США уже де-факто не существует. Из чего следует, что нет никакой гегемонии. Если Америка не может наказывать неугодные ей режимы, значит однополярного мира больше нет. И никакого «многополярного», о коем мы так истово мечтаем, тоже нет. Потому что не существует полюсов, сопоставимых по мощи с уходящими США. На самом деле мир въезжает в полный хаос.

Одним из последствий этого хаоса станет достаточно бесконтрольное расползание различных видов вооружений и столь же бесконтрольное их применение. И самым опасным здесь будет не традиционное оружие (бронетехника, артиллерия, авиация, корабли), а оружие массового поражения (ОМП) и «малое» оружие для партизанской войны.

США — единственная страна в мире, для которой ядерное оружие уже устарело. Высокоточное оружие поражает подавляющее большинство существующих целей, для уничтожения которых ранее предназначались ядерные заряды. При этом не возникает гигантских зон радиоактивного заражения, не происходит массовой гибели мирного населения. Однако защиты от этого оружия Штаты не получили, оно по-прежнему является абсолютным. Несмотря на появление «умного» оружия, вполне реальной становится традиционная война, только с ядерным оружием. Ее не случилось между США и СССР, но теперь она возможна в третьем мире либо против любителей того самого «умного» оружия. Проигрывающий шахматную партию может захотеть одним ударом опрокинуть доску. И не надо питать иллюзий, что можно действительно сдержать распространение ядерного оружия. Ведь урановая бомба — это технология 60-летней давности! Все принципиальные схемы давно известны, а технологические проблемы преодолимы. В крайнем случае бомбу можно купить. Конечно, «по закону» купить бомбу нельзя, но «если нельзя, но очень хочется, то можно». Причем чем больше в мире стран, владеющих ядерным оружием, тем проще будет приобрести такое оружие за деньги.

Кроме пяти официальных ядерных держав (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай) уже сейчас есть две такие державы де-факто (Индия и Пакистан). Израильского ядерного оружия никто за пределами этой страны не видел, но никто не сомневается в его существовании.

ЮАР несколько лет назад признала, что у нее было шесть ядерных зарядов, но она их демонтировала. Тут надо заметить, что «изобрести назад» что бы то ни было невозможно. Конечно, под властью черного большинства эта страна постепенно утратит все высокие технологии, но ученые пока остаются.

На юге Саудовской Аравии стоят в шахтах от 40 до 50 баллистических ракет китайского производства «Дунфэн-3» с дальностью стрельбы 2700 км. Такие ракеты могут нести как обычный, так и ядерный заряд, однако ценность баллистической ракеты в обычном снаряжении ограниченна (тот же заряд может доставить к цели самолет, который, в отличие от ракеты, имеет шанс вернуться), а вот в ядерном — абсолютна. Кто сказал, что хотя бы часть саудовских «Дунфэнов» не оснащена ядерными БЧ («родными» китайскими или пакистанскими)? У Эр-Рияда ведь очень много денег, а Пекин и Исламабад деньги любят, а щепетильностью никогда не страдали. Главное, чтобы всё осталось в тайне, в данной ситуации утечек информации не будет.

Не очень ясно, действительно ли КНДР провела ядерные испытания или имитировала их взрывом большого количества обычной взрывчатки. Однако вряд ли кто-то захочет проверить это на себе.

Нет ни малейших сомнений, что курс на создание ядерного оружия взял Иран, он и сам почти перестал это скрывать. Недаром он так активно испытывает баллистические ракеты, которые, как было сказано выше, в неядерном снаряжении — вещь довольно бессмысленная, а в ядерном — очень полезная.

Самым экзотическим было прозвучавшее несколько лет назад сообщение о том, что ядерное оружие собирается приобрести Нигерия. Разумеется, создать его собственными силами она не способна, но хочет купить его у Пакистана за нефтедоллары. При всей кажущейся бредовости такого заявления полностью исключать его реализацию нельзя. Пакистан и сам фактически купил свою ядерную бомбу (у Запада и Китая одновременно), причем в основном на саудовские деньги, а получив ее, решил отбить вложенные средства. Факт продажи Пакистаном ядерных технологий сейчас общеизвестен. В частности, с КНДР, видимо, осуществлялась программа обмена корейских ракет на пакистанские ядерные заряды.

Кроме того, в рекордно короткие сроки могут стать ядерными те высокоразвитые западные страны, для которых создание такого оружия не представляет никаких технических проблем, ограничения носят чисто политический характер. Наиболее яркие примеры — Германия и Япония. В относительно упорядоченном мире они могут надеяться на американский «ядерный зонтик», если же удар может быть нанесен откуда угодно, то надежнее рассчитывать на самих себя. Тем более что в последние годы и Германия, и Япония становятся всё более самостоятельными.

Если в обозримом будущем произойдет мирное объединение Кореи на паритетных началах, то есть на основе южнокорейской политической и экономической системы, но с предоставлением северокорейским вождям мест в руководстве новой страны, в Восточной Азии появится ядерная сверхдержава с 70-миллионным населением (даже если КНДР еще не создала ядерное оружие, то с помощью мощной южнокорейской экономики оно будет создано очень быстро). Причем если сейчас две Кореи в военном плане замкнуты друг на друга, то объединенная Корея сможет обратиться вовне. И совершенно очевидно, что такая страна не будет вассалом ни Пекина, ни Вашингтона. Вряд ли стоит сомневаться, что Япония в такой ситуации немедленно реализует свои технические возможности и тоже станет ядерной.

Саудовская Аравия, даже если и не имеет сегодня ядерного оружия, то совершенно точно захочет его приобрести, если обладателем такого оружия станет Иран. То есть приобретение ядерного оружия какой-то одной страной неизбежно вызывает локальную гонку ядерных вооружений в данном регионе. Кроме того, любая страна справедливо считает наличие ядерного оружия страховым полисом от агрессии со стороны как своих соседей, так и мировых гигантов — США, а в перспективе, возможно, и Китая.

Что касается оружия химического и биологического, то степень его доступности гораздо выше, чем ядерного. Если ядерное оружие пока еще может сделать только страна, причем очень далеко не каждая, то другие виды ОМП доступны подавляющему большинству стран, а также целому ряду негосударственных субъектов, то есть разного рода террористическим и просто криминальным группировкам. Что однажды и продемонстрировала японская секта «Аум Синрикё», распылив зарин (очень мощное профессиональное боевое отравляющее вещество) в токийском метро в марте 1995 года.

Александр Храмчихин