Власти страны ломают голову над тем, как избавиться от гастарбайтеров

На модерации Отложенный

Власти разных стран мира предсказывают, что в ближайшее время может начаться активное перемещение трудовых мигрантов. В связи с этим международная организация по миграции в докладе за 2008 год призывает Запад прекратить ужесточение правил приема гастарбайтеров. Людям надо где-то зарабатывать деньги и кормить свои семьи. Не обошла эта проблема и Россию, которая занимает второе после США место в мире по числу трудовых мигрантов. 

Минздравсоцразвития РФ уже сократило квоту на прием мигрантов на 50%. Эти меры, как полагают эксперты, вызовут особое беспокойство в таких странах, как Таджикистан и Киргизия, которые сильно зависят от денежных переводов из России. 

По данным правительства, в России сейчас более 10 млн. трудовых мигрантов. ООН называет другое число – 12,1 млн. Сколько бы их ни было, кабинет министров, когда кризис в стране только начинал ощущаться, утвердил план привлечения в 2009 году 3,97 млн. гастарбайтеров. Но потом чиновники подумали и решили сократить их количество вдвое. 

Часть гастарбайтеров стала возвращаться домой, часть об этом задумывается. Однако эксперты утверждают: без приезжих стране не обойтись даже в эпоху кризиса. Как рассказал «НИ» директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, «сегодня значительная часть мигрантов продолжает работать, и их труд востребован». «Остается масса плановых работ, которые до конца следующего лета будут выполняться, ведь деньги на них выделены еще в прошлом году. Но неизвестно, что будет после августа 2009-го, будет ли выделяться плановый бюджет», – рассказал эксперт. 

По его словам, «возможно, начнется перераспределение миграционного потока внутри страны. Киргизы, конечно, как работали дворниками, так и будут, но многих из них «сократят». Наши власти, с одной стороны, жалуются, что у нас слишком много рабочих мигрантов, а с другой – не проявляют особого желания потратить деньги на решение этой проблемы», – отмечает г-н Кагарлицкий. Он напомнил, что есть и другая сторона проблемы: «От двух третей до трех четвертей денег, которые мигранты зарабатывают, они временно хранят в российских банках, накапливая, например, на строительство дома на родине. Мы хотим, чтобы гастарбайтеры уехали, но не хотим, чтобы они забрали свои деньги из нашей экономики». 

Во многом с теми же проблемами столкнулись страны Западной Европы. Например, испанские парламентарии придумали для мигрантов специальный план «добровольного возвращения». Схема проста: отработавший свое гастарбайтер получает от работодателя сумму, которая эквивалентна оплате труда в течение двух лет. Сумму эту, подчеркнем, дает работодателю государство, но при одном условии: мигрант, отправляясь на родину, должен пообещать, что не вернется на заработки в ближайшие три года. В среднем, размер подобного «аванса» достигает 40 тыс. долларов. Испанское правительство рассчитывает, что на такое предложение откликнется около 100 тыс. иностранных работников. 

Всего в стране насчитывается 5 млн. мигрантов, и сейчас на юге Испании в разгаре сезон сбора урожая маслин, так что рабочие руки объективно нужны. Но власти думают не о сегодняшнем дне, а о завтрашнем. С приостановленных из-за кризиса строек приезжие ринулись в сельскохозяйственные районы страны. Но местные жители не привыкли к наплыву безработных иностранцев. Теперь на андалузских вокзалах вместе с традиционными надписями «Добро пожаловать» в глаза бросаются объявления о том, что «работники на сбор урожая больше не требуются».

В Великобритании – свои парадоксы. Желающих приехать туда на заработки всегда было много. Но с началом кризиса тысячи мигрантов из Восточной Европы (прежде всего Польши и Прибалтики) стали возвращаться домой. Однако в ноябре, когда финансовые проблемы ударили и по их странам, многие пожелали «реинтегрироваться» на Туманном Альбионе. Но не тут-то было. Лондон ввел балльную систему для приема гастарбайтеров. Баллы начисляются за образование, предыдущий опыт работы, знание английского языка и другие профессиональные качества. Но теперь англичане, опасаясь, что они перегнули палку, забили тревогу: выяснилось, что в мигрантах нуждаются дома престарелых и больницы, поскольку гордые британцы не пойдут работать за 7 фунтов стерлингов (около 300 рублей) в час.

Так что, правительство уже рассматривает вопрос о закрытии ряда интернатов на юго-западе страны. 

В чем-то схожая ситуация сложилась в США. Теряя работу из-за массовых банкротств компаний, все большее число выходцев из стран Латинской Америки устремляются на родину. Но и там им не особо рады. «Это явление негативно скажется на экономике тех стран, куда мигранты будут возвращаться, – рассказал «НИ» директор Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман. – Год назад мигранты перевели в экономику Мексики около 25 млрд. долларов, однако в нынешнем году ожидается, что эта сумма не превысит 20 млрд. Это, несомненно, ударит по мексиканской экономике». 

В то же время в Америке ждут гостей из совсем другого региона – с ноября вступил в силу безвизовый режим между США и Южной Кореей. А ведь американские иммиграционные службы и без того ведут постоянную охоту на корейских «нелегалов». Власти объясняют, что ничего страшного не произошло: порядка будет больше, ведь без виз можно приезжать только, не претендуя на трудоустройство. Тем временем многие мигранты настроены как раз иначе: по мере того, как корейская вона падает по отношению к доллару, зарабатывать в американской валюте становится все выгоднее. Вообще Корея столкнулась с двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, тысячи людей добиваются права на трудоустройство (пусть с визами) в Америке, с другой – страна испытывает наплыв мигрантов из Индии, Непала, Пакистана. Депутаты южнокорейского парламента дискутируют, как переломить эту тенденцию.

Ломают голову на эту тему и в азербайджанском милли меджлисе. Сегодня в Баку среди мигрантов вне конкуренции китайцы. Ожидается, что в 2009–2010 годах их число возрастет во много раз, ведь эти люди согласны довольствоваться мизерными, по местным меркам, заработками. Первые китайские строители появились здесь в начале 2000-х годов. Теперь же, с осложнением финансово-экономической ситуации в КНР, сюда поехали тысячи мелких коммерсантов, торгующих всякой всячиной – от ниток до фонарей, напоминающих шахтерские лампы. Кстати, на тысячи теперь пошел счет и мигрантов из соседней Грузии (в основном тамошних азербайджанцев). Многие из них устраиваются разнорабочими на стройках, более зажиточные успели обзавелись бакинскими квартирами. 

Но о самом неблагоприятном варианте развития событий рассказал «НИ» бакинский экономист Тогрул Софиев. За последние месяцы из России в Азербайджан вернулось не менее 5 тыс. мигрантов, и власти опасаются, что пока это только «мелкая рябь». «Девятый вал», по мнению эксперта, может накрыть страну, если из РФ на родину в 2009 году вернутся (как прогнозируется в связи с объявленным в Москве сокращением квот) 10–12% азербайджанских гастарбайтеров, что составит около 200 тыс. человек. Ведь в 8-миллионном Азербайджане со времени карабахской войны и без того каждый восьмой – беженец или вынужденный переселенец. 

Мария Семина, Александр Круглов, Рафаэль Мустафаев

«У вас кризис, у нас – развитие»

Еще в конце ноября несколько коммун с севера Швеции организовали вербовочную поездку на юг страны и в Стокгольм. «У вас кризис – у нас развитие» – так выглядел призыв северян, рисовавших радужные перспективы обеспеченной и свободной от стрессов жизни в глубинке. Промышленные и сервисные компании южной половины Швеции объявили предупреждения об увольнениях тысячам сотрудников, но места для них нашлись на севере. Горнообогатительные компании накануне кризиса сделали гигантские инвестиции в старые и новые шахты, и «движения по инерции» хватит еще на несколько лет. По предварительным оценкам, шведскому северу необходимо около 20 тыс. работников самых разных специальностей – огромная цифра для десятимиллионной страны. Несколько сотен жителей Стокгольма, Мальмо и других городов уже подписали контракты на переезд, а после нового года вербовщики с севера отправятся в другой кризисный регион на атлантическом побережье страны, в Гетеборг и окружающие города. Там автогиганты «Вольво» и «Сааб» объявили о новой волне сокращений. Рабочим и инженерам этих компаний предлагается работа на шахтах Кируны и Елливаре.

Алексей Смирнов