С российских прилавков исчезнет вся рыба?

На модерации Отложенный

На совещании, посвященном поддержке российского сельского хозяйства, глава Росрыболовства Андрей Крайний предложил отказаться от импорта таких видов рыбы, как минтай, норвежская сельдь и норвежская форель, а также ввести заградительные таможенные пошлины на рыбопродукцию, поставляемую из сопредельных стран. К чему может привести такое решение, если рыба на российских прилавках — в большинстве своем импортная?

По официальным данным, в настоящее время 37% российского рынка рыбы и рыбопродуктов занимает импортная продукция. В городах-миллионниках показатель составляет 50-60%, а в Москве доля импортной рыбы еще выше.

Выдвигая идею отказа от зарубежной рыбы, глава Росрыболовства отметил, что российская сельдь стоит на Дальнем Востоке 18 рублей за килограмм, но не находит сбыта на территории России. Заодно глава госкомитета предложил ввести льготный коэффициент на железнодорожные перевозки рыбной продукции, субсидировать кредиты для рыбхозкомплекса в размере 2/3 базовой ставки ЦБ и распространить единый сельхозналог на предприятия сектора.

Как пояснил BFM.ru пресс-секретарь Росрыболовства Александр Савельев, заградительные таможенные пошлины и запрет импорта призваны поддержать российское рыболовное хозяйство. «Россия обладает такими рыбными ресурсами, что нам вообще ничья рыба не нужна. К тому же рыба — форель, лосось и семгу, — которую нам привозят из Норвегии и Чили, практически вся искусственного происхождения. Из-за этого она не очень полезна – эту рыбу непонятно чем кормят. Что же касается рыбной продукции, то могу сказать, к примеру, о филе минтая — мы отправляем в Китай наш минтай, а обратно он возвращается к нам в виде филе, в котором 20% — это вода».

«Дикость ситуации с нашей рыбой в том, что лосось, добытый на Дальнем Востоке, появляется на прилавках по цене в три раза дороже, чем искусственно выведенная импортная рыба», — признает Савельев. Однако причина вовсе не в жадности розничных торговцев, а в высоких тарифы на железнодорожные перевозки, которые, осуществляются, напомним, государственным монополистом — РЖД. Из-за этого везти рыбу в Центральную Россию невыгодно и проблематично.

«РЖД сейчас из-за финансовой нестабильности теряет грузы, сотни вагонов простаивают, — говорит Александр Савельев. — Отчего бы им не ввести льготный тариф и вместо того, что бы гнать пустые термовагоны из Мурманска, не привезти нашу рыбу?»

В действительности ситуация не так проста.

В России улов рыбы превышает ее потребление. По данным агентства маркетинговых исследований Symbol-marketing, улов рыбной продукции всех видов во всех видах водоемов по итогам 2007 года составил 3 369 066 тонн; наибольшие объемы приходятся на внутренние водоемы России. В этом году, по словам Александра Савельева, «мы идем с опережением прошлогодних показателей». При этом потребляют россияне примерно 1 551 894,7 тонн рыбопродукции в год. Таким образом, теоретически России своей рыбы при отсутствии импорта должно хватить, правда, при условии, что государство введет квоты на экспорт и будет осуществлять контроль за ценообразованием.

Однако ключевые проблемы связаны не с добычей рыбы, а с ее переработкой, предпродажной подготовкой и поставкой. Алексей Маркин, руководитель направления рыбы и морепродуктов компании «Ла Маре», специализирующейся на поставке эксклюзивных продуктов питания для ресторанов, отелей и супермаркетов, подтвердил BFM.ru, что главная проблема с российской рыбой – это нестабильные по качеству и срокам поставки. «Мы работаем с российской «дикой» форелью и она ни в чем не уступает по качеству импортной, но поставки несвоевременны, — пояснил он. — К тому же проблема всех поставщиков российской рыбы – это время. Дни, затрачиваемые на перевозку, негативно отражаются на качестве».

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов развил тему: «Рестораны в первую очередь интересуют ритмичные и своевременные поставки качественной и готовой к дальнейшей обработке продукции. У нас не очень хорошо развито звено переработки». Кроме того, он добавил: «Будет ли [в случае решения о запрете импорта] замещена эта продукция? Да, будет, но только в том случае, если она будет равноценна. Потенциально такое решение может ударить по ресторанному бизнесу. Можно ожидать и снижения качества, и увеличения стоимости продукции. Любые заградительные пошлины и заперты импорта — это крайние меры. Если такое решение будет принято, мы будем его исполнять, но, как мне кажется, государство должно договариваться с бизнесом, потому что те же поставщики не будут против сотрудничества».

К счастью, премьер-министр, руководивший совещанием, за импортную рыбу заступился, отметив, что «необходимо осторожно подходить к принятию подобных решений и подсчитать их последствия», и направил предложения Росрыболовства на дальнейшее изучение.

Анна Левинская