Почему Siemens в США покаялся во взятках, данных в России
Бывают в жизни совпадения: депутаты Госдумы подготовили поправки к пакету анткоррупционных законопроектов, лишающие смысла президентские (между прочим) инициативы; и одновременно стало известно, что немецкая Siemens за дачу взяток в особо крупном размере, в том числе в России, заплатит рекордный штраф в 800 млн долл.
Что немцу здорово, русскому — тюрьма
С 12 марта 2001 года по 30 сентября 2007 года Siemens выплатила в виде взяток чиновникам сумму в 1,4 млрд долларов, говорится в иске американской Комиссии по ценным бумагам и биржам к немецкой Siemens. Немцы подтвердили свою репутацию педантов: они фактически записывали, кому и на что дают. Им и в голову не приходили схемы, которые знает любой российский предприниматель, даже начинающий.
Поэтому в иске фигурируют такие, например, случаи взяткодательства: в период с 2004 по 2006 года Siemens заплатила 741 419 долларов в виде взяток чиновникам за участие компании в проекте по разработке и организации автоматизированной системы управления дорожным движением на третьем транспортном кольце Москвы. Из них 141 419 долларов было выплачено «за благоприятное отношение к Siemens в тендерном процессе».
Московская «чепуха»
Кстати, в день судебного заседания округа Колумбия (США) по иску Комиссии по ценным бумагам и биржам к Siemens, мэр Москвы Юрий Лужков сам создал и сам возглавил совет по реализации государственной политики в области противодействия коррупции. В столичной администрации особо подчеркнули, что все члены нового Совета (начальник управления координации деятельности по обеспечению безопасности Москвы Валерий Кадацкий, председатель контрольно-счетной палаты Двуреченских, начальник ГУВД Владимир Пронин, председатель контрольного комитета города Александр Рябинин, глава аппарата мэра и правительства Москвы Виктор Коробченко и другие) будут принимать участие в его работе на общественных началах. Заодно не названный высокопоставленный чиновник мэрии в разговоре с газетой «Ведомости» назвал признания Simens о взяточничестве в московском правительстве «чепухой».
Уральская «необоснованность»
Второй случай, описанный в иске и признанный Siemens, получил широкую огласку на Урале. Следственный отдел следственного комитета при прокуратуре РФ по Уральскому федеральному округу, расследующий екатеринбургский эпизод обширного дела Siemens, выделил в отдельное производство уголовное дело регионального представителя компании по Свердловской области Льва Дубнова, ранее объединенное с делом еще одного фигуранта — заместителя горздрава Екатеринбурга Александра Шастина. Шастин и Дубнов обвиняются по части 4 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата, совершенные организованной группой или в особо крупном размере»), части 2 статьи 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения или совершенное группой лиц по предварительному сговору») и части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Также в отношении Шастина возбуждены дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» и части 4 статьи 290 УК РФ «Получение взятки».
По данным следствия, Дубнов поставлял на Урал томографы, а Шастин, проводя конкурс на поставку оборудования, отдал предпочтение компании Siemens, приобретя технику по завышенной цене.
Всего за 7 лет, начиная с 2000 года, Siemens выплатила российским госструктурам за контракты на поставку медицинского оборудования 55 млн долл. В Екатеринбург был поставлен томограф за 2,5 млн долл, около 10 процентов от стоимости контракта пошли на взятки.
Екатеринбургские силовики публично клянутся, что не отслеживают дело Siemens «в его интернациональном плане» и считают ссылки на него в исковом заявлении американской Комиссии по ценным бумагам «необоснованными, так как еще нет приговора суда».
Однако этот случай сама компания Siemens признает — и глубоко раскаивается в содеянном. Во всяком случае, раскаивается в США.
Зачем Siemens раскаивается
Дело в том, что в США еще в 1977 году был принят закон о противодействии коррупции за рубежом (US Foreign Corrupt Practices Act). Власти США, принимая 30 лет назад антикоррупционный акт, ставили себе целью защитить от коррупции прежде всего собственных граждан.
В середине 70-х малый и средний американский бизнес стал жаловаться в Конгресс США, что американские же транснациональные компании развращают взятками чиновников в тех странах, где они ведут дела. С целью защиты интересов американского среднего и малого бизнеса конгресс и пошел на принятие такого закона. В соответствии с его требованиями, человек, представляющий американскую компанию или американский филиал базирующейся в любой другой стране компании, который отметился дачей взятки в любой стране за пределами США, может быть осужден по американским законам на срок до 5 лет или оштрафован на сумму 100 тысяч долларов.
Что же касается юридического лица, уличенного в совершении аналогичного действия, то за доказанный факт взятки на него могут наложить штраф до 2 млн. долларов. Чем больше фактов взятки — тем больше штраф.
Закон распространяется не только на сугубо американские структуры, но и вообще на любые компании, включенные в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи и подотчетных в связи с этим властям США.
То есть этот же закон может быть применен и по отношению к российским компаниям, чьи акции котируются на биржах США. На Нью-Йоркской фондовой бирже размещены Американские депозитарные расписки (АДР) таких российских компаний, как «Вымпелком», МТС, «Вим-Билль-Дан», «Татнефть», «Ростелеком» (недавно «Ростелеком» прошел делистинг).
Коррупция и глобализация
Аудиторская компания Ernst&Young в мае этого года опубликовала результаты международного исследования «Коррупция или соблюдение законодательных требований». По мнению экспертов Ernst&Young, более жесткие нормы в США и ЕС заставят крупный российский бизнес предпринять некоторые антикоррупционные меры.
«Взятки российским чиновникам от имени российской компании, чьи акции торгуются на Нью-Йоркской бирже, могут быть расследованы американскими контрольными органами. При этом российской компании придется выбирать — пойти на сделку с американским правосудием и добровольно признать факты взяток или подвергнуться публичному судебному разбирательству», — прокомментировал отчет Иван Рютов, старший менеджер Ernst&Young, руководитель практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях в СНГ.
Эксперты Ernst&Young предупреждают, что бизнесменам следует очень внимательно изучить американский закон США о коррупции за рубежом. «Хотя этот закон де-факто уже стал международным стандартом в области борьбы со взяточничеством и коррупцией и власти США очень активно занимаются проведением этой политики, в том числе и за пределами страны, лишь треть респондентов заявили, что хорошо знакомы с его положениями», — отмечают в ErnstЭксперты Ernst&Young предупреждают, что бизнесменам следует очень внимательно изучить американский закон США о коррупции за рубежом. «Хотя этот закон де-факто уже стал международным стандартом в области борьбы со взяточничеством и коррупцией и власти США очень активно занимаются проведением этой политики, в том числе и за пределами страны, лишь треть респондентов заявили, что хорошо знакомы с его положениями», — отмечают в Ernst
Тот же Siemens AG находится под следствием, по меньшей мере, в 10 разных странах, из-за предполагаемых коррупционных действий. Штраф в 201 млн евро наложили на Siemens власти Германии в прошлом году за взятки телекоммуникационного подразделения в Нигерии, России и Ливии.
Предыдущий крупнейший штраф, 44 млн долларов, был наложен на базирующийся в Хьюстоне филиал компании по нефтяным услугам Baker Hughes Inc. за выплаты, сделанные правительственным чиновникам в Казахстане. Штраф был выплачен в прошлом году и считался крупнейшим в истории применения Акта США о зарубежных коррупционных практиках (он же закон о противодействии коррупции за рубежом). В Казахстане это дело не рассматривалось вовсе.
Не бойтесь данайцев, дары приносяших
В конце этой недели пакет антикоррупционных законопроектов может быть одобрен Госдумой — во втором чтении. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству внес в проект несколько поправок, главная из которых — сроки. Основные нормы антикоррупционного противодействия начнут работать в лучшем случае через год.
Дмитрий Медведев подписал антикоррупционный план 31 июля 2008 года, и многие тогда посчитали, что борьба с коррупцией станет основной «темой» нового президента. В начале он внес в Госдуму пакет из четырех законопроектов. Главным считался новый проект закона «О противодействии коррупции». В него депутаты и внесли поправки.
«Президентский законопроект» предусматривал, что каждый государственный или муниципальный служащий, узнавший, что его коллега или сосед имеет какое-то отношение к коррупционным действиям, обязан официально уведомить об этом своего руководителя. Поправки дали послабление: теперь получается, что чиновник обязан донести только сам на себя, все остальное — факультатив.
Исключено также президентское предложение по сокращению числа категорий лиц с иммунитетом (упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов, сенаторов, судей и т.д.).
«Медведевский проект» предусматривал еще одну вполне революционную норму: введение ответственности в отношении коммерческих организаций, наделяющих чиновников долями, паями или акциями в компаниях — в смысле подкупа. Широко известен, например, случай, когда был ограблен один видный депутат-единоросс, а в прессу просочился список украденного имущества, включающий в себя депозитарные выписки. Из них следовало, что депутат является собственником крупных пакетов акций в крупных предприятиях — что законом не возбраняется. Однако на вопрос журналистов о происхождении акций депутат ухитрился ответить, что они были ему «подарены избирателями».
И в дальнейшем, судя по поправкам, таким чиновникам и депутатам ничто не угрожает — нормы по усилению контроля за структурой собственности организаций, причастных к коррупционным правонарушениям, пока исключена из президентских законопроектов.
Комментарии