Членов самой кровавой банды скинхедов спасла молодость

На модерации Отложенный

Мосгорсуд вчера огласил приговор по скандальному делу банды скинхедов, обвинявшихся в 19 убийствах и 13 покушениях на убийство. Рассматривалось оно с участием присяжных, которые две недели назад вынесли свой вердикт, признав семерых из девяти оказавшихся на скамье подсудимых виновными. Несмотря на то что присяжные из всех обвиняемых сочли недостойными снисхождения лишь лидеров группировки -- Артура Рыно и Павла Скачевского, как раз они получили отнюдь не самые большие тюремные сроки.

Сказалось то, что на момент совершения убийств лидерам националистов не исполнилось 18 лет, а по закону максимальное наказание, которое может быть назначено несовершеннолетним, -- десять лет. Именно столько Рыно и Скачевский и получили. То есть с учетом возможности условно-досрочного освобождения, а также того, что они уже полтора года пробыли под арестом, осужденные вполне могут выйти на свободу через пять-шесть лет.

Участь некоторых более взрослых сообщников скинхедов оказалась куда тяжелее. Роман Кузин даже с учетом снисхождения получил 20 лет строгого режима, Виталий Никитин -- 12 лет, Иван Китайкин -- девять лет, Александр Аникин -- девять лет общего режима, Денис Лавриенков -- шесть лет колонии общего режима. В приговоре суд отразил практически все пожелания прокурора. Также суд удовлетворил два гражданских иска к Рыно и Скачевскому на общую сумму 4 млн руб., которые предъявили к ним родственники жертв.

Напомним, что присяжными были полностью оправданы еще два фигуранта этого дела -- Светлана Аввакумова (по версии следствия, она снимала некоторые нападения скинхедов на видео) и самый юный обвиняемый Николай Дагаев (он утверждал, что случайно оказался свидетелем нескольких нападений).

Оглашение приговора заняло чуть более получаса. Пока судья Петр Штундер зачитывал вердикт, все обвиняемые сохраняли абсолютное спокойствие, лишь изредка обмениваясь улыбками и короткими репликами по мере того, как узнавали, кому именно и сколько дали. Некоторое радостное оживление -- мол, теперь и ты с нами -- вызвало у них лишь оглашение приговора Виталию Никитину, который находился под подпиской о невыезде и был взят под стражу прямо в зале суда. Сам он, правда, придя на заседание «с вещами», выглядел наиболее подавленно. Немногочисленные родственники и знакомые подсудимых восприняли приговор также спокойно -- ни публичных заявлений, ни слез.

А вот престарелую мать жертвы скинхедов -- 46-летнего генерального директора страховой компании Карена Абрамяна эмоции переполняли. Ее сын стал последней жертвой Рыно и Скачевского. Убит г-н Абрамян был 16 апреля 2007 года у дверей своего подъезда. Нанеся ему 56 ножевых ранений, скинхеды попытались скрыться на трамвае. Но соседи остановили проезжавший мимо патруль, после чего Рыно и Скачевский через несколько минут были задержаны в окровавленной одежде. Г-жа Абрамян заявила, что хотела бы, чтобы суд выдал ей убийц ее сына, но, поскольку это невозможно, они заслуживают пожизненного заключения.

Представитель прокуратуры Мария Семененко после заседания заявила, что обвинение удовлетворено приговором. Она также подчеркнула, что все члены группировки прошли психиатрическую экспертизу и были признаны вменяемыми.

Также выразил удовлетворение и вердиктом присяжных, и приговором суда адвокат Артем Тимушев, представлявший интересы Артура Рыно. Он отметил, что защита выбрала правильную тактику и отработала на очень высоком уровне. По его словам, не оправдывая подсудимых (что было сложно, поскольку сам Рыно от обвинений не отказывался), тем не менее им удалось донести до присяжных все объективные обстоятельства происшедшего.

«По столь огромному обвинению, где четверо подсудимых были совершеннолетними, не было назначено ни одного самого строгого наказания в виде пожизненного лишения свободы», -- сказал г-н Тимушев. По его словам, он намерен обжаловать приговор лишь в части удовлетворения гражданского иска.

Адвокат Скачевского Дмитрий Аграновский также остался доволен, хотя и отметил, что есть все основания для обжалования приговора. По его мнению, в частности, все доказательства прокуратуры строились лишь на признательных показаниях подсудимых. Адвокат подчеркнул, что само гособвинение не отрицает наличия смягчающих обстоятельств, и потому наказание Рыно и Скачевскому не должно превышать семь с половиной лет каждому. Также г-н Аграновский отметил, что обвиняемым в условиях длительной изоляции будет весьма проблематично найти 4 млн руб. на выплату компенсации. «Это дело стоит рассматривать с точки зрения социального явления, который принимает массовый характер и свидетельствует о нездоровой ситуации в межнациональных отношениях, которые существуют в нашем обществе», -- заявил он.

По данным следствия, банда скинхедов сформировалась летом 2006 года. Ее лидерами стали студент школы иконописи им. Киселева, уроженец Екатеринбурга Артур Рыно и второкурсник Российского государственного университета физической культуры Павел Скачевский. Первое нападение они совершили 21 августа 2006 года у Черкизовского рынка, на котором всего через несколько часов другая группа националистов подорвала бомбу (тогда погибли 14 человек). Четырех обвиняемых по этому делу ранее Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению. Как выяснилось, Рыно был лично знаком с двумя из скинхедов-террористов.

Сразу после задержания Рыно, отец которого по национальности чукча, шокировал следователей, признавшись в 37 убийствах. Сыщики сначала даже не поверили ему, так как, подробно расписывая свои «подвиги», он нередко путался в датах и местах. Однако позже большая часть его показаний подтвердилась. По словам Рыно, он «со школы ненавидел кавказцев и азиатов, которые приезжают в столицу и притесняют русских». В отличие от своего друга Скачевский с самого начала отрицал свою причастность к нападениям.

По версии следствия, преступления совершались спонтанно, когда у молодчиков появлялось свободное время. Для нападений они выбирали темное время суток, как правило, отправляясь в спальные районы столицы. Иногда такие поиски заканчивались безрезультатно, а иногда за вечер совершалось несколько нападений. Преступники, выбирая жертву, инсценировали ссору, а когда придраться было не к чему, сразу били ножами.

По данным следствия, помимо девяти задержанных в нападениях также участвовали и другие националисты, но установить их следствию не удалось. Группировка хотя и не имела названия и четкой структуры, но неплохо соблюдала правила конспирации, все переговоры велись по электронной почте с использованием закодированных слов. Некоторые нападения скинхеды снимали на видео, окрестив такие сюжеты «Веселыми прогулками». В суде некоторые из этих записей были продемонстрированы присяжным. Обвиняемые также не раз подчеркивали, что у их преступлений нередко находились свидетели, но все они бездействовали, предпочитая просто не замечать происходящего.

Анатолий Караваев