Самолеты и пароходы смешали века в наскальной живописи
На модерации
Отложенный
Группа австралийских антропологов не могла поверить своим глазам. Обнаружив ранее неизвестные наскальные росписи аборигенов, они ожидали увидеть традиционные мотивы — сцены охоты, например. Вместо этого перед их взором предстали довольно точные изображения велосипедов, автомобилей, огромных и не очень пароходов, эсминцев и даже биплана времён то ли Первой, то ли Второй мировой войны.
Австралия — один из немногих регионов на планете, где в отдалённых уголках среди местных племён ещё теплится традиция наскальной живописи (ещё такие примеры можно найти в Африке). Но всё равно новое открытие потрясло специалистов: серия из тысяч ранее неизвестных наскальных рисунков, сосредоточенных практически в одном месте, оказалась трудолюбивой летописью длинной истории аборигенов.
Причём рисунки эти, порой наслаивающиеся один на другой, были датированы в колоссальном промежутке от 15 тысяч до всего-то 50 лет назад. В течение такого долгого времени поколения коренных австралийцев заполняли страницы своей "книги истории".
Один из самых ярких участков картин аборигенов. Суда XX века соседствуют с более древними парусниками. Справа виден биплан (фото Rick Stevens).
Примечательно, что в прошлом году "вымершие коровы" дали те же 15 тысяч лет искусству Египта и схожий возраст (примерно 16 тысяч лет) имеют изображения в пещере Ласко (Lascaux) во Франции, считающиеся одним из ранних примеров уже довольно совершенного наскального искусства древних людей.
(А вообще, самые древние рисунки найдены во французской пещере Шове (Chauvet Cave), той самой, что недавно подарила людям ДНК пещерного медведя) — им почти 33 тысячи лет, старейшие же наскальные росписи в Африке, к примеру, датируются 25 тысячами лет.)
Это совпадение вовсе не говорит о том, что 15 тысяч лет назад некое племя расселилось по планете и принялось наполнять стены пещер своим искусством. Видимо, само общество, представленное отдельными племенами в разных регионах мира, подошло к такой черте развития, за которой последовал расцвет наскальной живописи.
Вернёмся, впрочем, в Австралию. Если не знать датировки новых рисунков, легко поверить в "провалы времени". С такой точностью аборигены запечатлели океанские лайнеры и боевые суда Второй мировой. Для аборигенов эти предметы были "пришельцами" из другого времени.
"Некоторые из этих рисунков представляют уникальные образы, не найденные больше нигде", — заявил Пол Тейкон (Paul Tacon), профессор антропологии и археологии из университета Гриффита (Griffith University) и один из исследователей, принимавших участие в нынешнем проекте.
Среди рисунков, открытых летом и осенью 2008-го в северной Австралии, есть немало изображений животных, как вымерших, так и ныне существующих. К примеру, этот симпатичный кенгуру (фото Rick Stevens).
А ведь сенсационные картины буквально находились у антропологов под носом. Эти "полотна" были обнаружены на полуострове Арнемленд (Arnhem Land) на севере Зелёного континента, давно известном богатыми примерами наскальной живописи, в основном — очень древними. Но среди скал и пещер этого региона ещё остаются неизученные уголки.
Ещё в 1970-х австралийский учёный Джордж Чалапка (George Chaloupka) сообщил об открытии основного участка наскальной росписи в этом районе — Джулирри (Djulirri). Однако окрестности его никогда не изучались учёными.
Летом 2008 года новая экспедиция, воспользовавшаяся помощью туземного "гида", старейшины Рональда Ламилами (Ronald Lamilami), вновь нашла это тихое место и открыла, что вокруг имеются ещё сотни галерей, заполненных древними наскальными рисунками. Одна из них даже оказалась крупнейшей "коллекцией" наскальной живописи в Австралии.
И вот там, среди сцен, датированных многими тысячами лет, археологи и открыли сравнительно современные рисунки, относящиеся к первой половине XX века.
Но не только они заставили учёных ахнуть. Ряд сюжетов, которые были сделаны за столетия до прихода на Зелёный континент европейцев, заставили специалистов ни много ни мало, а по-новому посмотреть на историю человека в Австралии. Дело в том, что на этих картинах были изображены типичные парусные и гребные лодки древних индонезийцев-макассаров с острова Сулавеси (Sulawesi), а также дома в макассарском стиле.
Эти гребцы на лодках и люди с копьями, как считают антропологи, представляют образы макассаров (фото Rick Stevens).
Получается, что австралийские аборигены вовсе не были на протяжении веков изолированы от остального человечества, как считалось до сих пор. И задолго до появления здесь европейцев (в конце 1700-х годов), по меньшей мере, племена, населявшие север континента, имели обширные контакты с индонезийцами.
"Один из уникальных рисунков показывает обезьяну на дереве", — сообщает Тейкон в National Geographic. По изображению можно предположить, поясняют исследователи, что кто-то из австралийских аборигенов побывал на Сулавеси и привёз оттуда диковинное животное. Или это макассары высаживались в Австралии?
В любом случае историю придётся подправить. А ведь тысячи рисунков ещё ждут своего изучения. Австралийцы тщательно запечатлевали в своих картинах всё, что видели на море, и вообще — отражали в них события, свидетельствующие о контактах с другими культурами. Если ещё несколько таких находок заполнят ряд пробелов во времени — и на мифе об изоляции можно будет смело ставить жирный крест.
Ещё об очень давних контактах австралийцев с европейцами говорят найденные в пещерах портреты с европейскими чертами лиц. Увы, встречи эти далеко не всегда были дружественными. "Сцен насилия на старых рисунках немало", — поясняет Салли Мэй (Sally May), эксперт по наскальной живописи, соратница Тейкона по университету.
Люди, птицы, кенгуру – рисунки, открытые в нынешнем году в окрестностях Джулирри, свидетельствуют о том, сколь бережно коренные австралийцы "записывали" в картинах происходящие с ними события. Эксперты называют культуру аборигенов Австралии самой длинной непрерывной в мире (фото Rick Stevens).
Некоторые из таких исторических "альбомов" обладают 17 слоями рисунков, так что о скрытых сюжетах можно только догадываться.
В наши дни у австралийских аборигенов только старейшие мужчины в племени имеют право добавлять новые рисунки к такого рода полотнам. А старейшины постепенно уходят, и также сходит на нет древняя традиция. В некотором роде мы являемся свидетелями её заката.
История новых наскальных рисунков удивительна, но не уникальна. Образы современной техники не в первый раз находят отклик у представителей местных, более-менее изолированных от цивилизации племён. И порой отклик этот был куда более сильным. Достаточно вспомнить культ карго: религию, возникшую в XIX и бурно расцветшую в середине XX века у ряда народов Меланезии.
Во время Второй мировой войны падающие с неба парашюты с консервами и разнообразными предметами быта, так же как садящиеся на островах самолёты и "вырастающие" затем наблюдательные пункты и радиовышки, перевернули представления отсталых островитян о мире настолько, что после ухода белых людей они стали строить "аэродромы", "самолёты" из соломы и выполнять ритуалы, подражающие действиям солдат и моряков, ожидающих груз с неба.
Как и эсминцы в Арнемленде, предметы культа карго в очередной раз показывают, насколько мала наша планета и насколько тесно связаны народы, населяющие её.
Комментарии