Правительство не контролирует ситуацию в России?

На модерации Отложенный

Комментирует Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация":

Согласен с заместителем главы минэкономразвития, а в прошлом моим учеником в физико-математической школе при МГУ Андреем Клепачом в том, что в России началась рецессия.

Минэкономразвития не открывает ничего нового, а просто констатирует факты. Падение производства на десятки процентов наблюдается в металлургии, машиностроении, падает химическая индустрия, сокращается выпуск цемента и машин, существенно снижается объем грузоперевозок.

Надо отдавать себе отчет, что мы находимся лишь в первой фазе этого процесса и ситуация  будет усугубляться с точки зрения социальных последствий.

Пока нет массовой безработицы, но сокращается рабочий день, вводятся неоплачиваемые отпуска, сокращается зарплата. То есть применяются меры, хорошо знакомые по 90-м годам. Но такая ситуация не может длиться бесконечно.

Мы можем выйти из нее только благодаря улучшению, или, по крайней мере не ухудшению ситуации в Америке, на европейских рынках, Китае и Индии, которые являются основными потребителями наших экспортных товаров.

Михаил Касьянов, в прошлом мой бывший сотрудник, а сейчас выдающийся деятель оппозиции, говоря о серьезности ситуации, в целом прав. Однако сомневаюсь, что ситуация может привести к столь серьезным последствиям, о которых он упоминает  в столь короткие сроки.

Правительство имеет еще достаточные резервы для того, чтобы ситуация кардинально ухудшилось в ближайшие несколько месяцев. Скачкообразный рост просроченной задолженности по зарплате составил 33,4% . Невыплаты коснулись примерно 300 тыс. человек, что составляет 1% от общего числа работающих. Можно согласиться с его оценками, если нам не повезет с ценами на нефть и возможностями экспорта в США.. Тогда, конечно, последует спад производства, рост безработицы и снижение зарплаты.

Однако массовых беспорядков ждать не следует. Необходимо учитывать, что в первую очередь негативные последствия затронут тех, кто работает в частном секторе. Наиболее обездоленных – пенсионеров и бюджетников – ухудшение практически не коснется. Средства для выплат им у государства имеются.

Вместе с тем, правительство не держит ситуацию, которая развивается сама по себе. Правительство так и не смогло довести деньги до реального сектора экономики и, по моему, уже прекратило всякие попытки что-либо сделать в этой сфере. Можно создать еще много правительственных комиссий по оперативным вопросам, а возглавившего такую комиссию Игоря Шувалова наделить хоть диктаторскими полномочиями, но от этого ничего не измениться. 

Пока ситуацию держат предприниматели, применяя различные методы, которые не допускают массового высвобождения сотрудников и одновременно способствуют сокращению издержек. Это реализуется ими исходя их соображений социальной ответственности и необходимости сохранения технологического потенциала.

Если допустить отток кадров сейчас, то вскоре будет крайне тяжело найти квалифицированных рабочих и инженеров среднего звена. Это Россия уже проходила в своем недавнем прошлом.

В складывающихся условиях правительство должно  было бы предпринять все возможное, чтобы кредитные ресурсы стали доступнее для реального сектора. Следовало бы возродить в полном объеме системы госзаказов и максимально сократить время для прохождения все возможных бюрократических процедур. Сделать так, чтобы хотя бы авансовые платежи своевременно достигали адресата. Обычная процедура составляла 3-4 месяца до подписания контракта с производителем, а авансовый платеж такой контракт мог и не предусматривать.

Следовало бы зафиксировать арендную плату, а иначе 50% российского малого бизнеса может в одночасье оказаться на улице и прекратить свое существование.

Отменены авансовые платежи по налогу на прибыль. Это хорошая мера. Однако следовало бы существенно сократить НДС и резко снизить другие налоги.

Лучший способ поддержать бизнес – это не предоставлять ему средства, а не отбирать их у него. Снижение налогов сейчас предусмотрено пакетом антикризисных мер в США, других стран.

В связи с необходимостью стабилизации ситуации можно предложить целый набор первоочередных мер и перечисленное  лишь незначительная часть из этого списка.

С очень большим уважением отношусь ко многим, кто работает сейчас в правительстве. Но складывается впечатление, что они не до конца понимают ситуацию. Никто не принимает решений. Никто не берет на себя ответственность за решения. Не работает система. Бюрократические согласования занимают много времени.

Отдельно о банковском секторе. Банк России соглашается кредитовать коммерческие банки только на основе их рейтингов. Лишь недавно ЦБ согласился принимать российские рейтинги, а до этого требовал международного подтверждения статуса банка. Не принимаются во внимание активы банков. Тогда становится совершенно непонятно, зачем в таком случае Банк России запрашивал "безумную" по объемам  банковскую отчетность и проводил оценку активов и рисков.

В настоящее время Госдума в 1-ом чтении рассмотрело закон, согласно которому банки обязаны довести собственные средства до 90 млн. рублей в течение года, а затем на второй год увеличить их до 180 млн. рублей. Если эта мера будет принята, то потенциально она затронет 35%-40% российских банков. При этом до 20% банков к концу 2009 года не смогут выполнить эти требования и будут ликвидированы.

 В этих условиях банкирам уже не до финансирования реального сектора. Они занимаются проблемой собственного выживания. С протестом по поводу этого решения уже обращалась Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков.