Возможности эпохи спада
На модерации
Отложенный
В любой ситуации, как известно, есть как свои минусы, так и свои плюсы. Минусы затронувшего нашу страну мирового финансового кризиса уже широко обсуждаются паникерами из числа вечно несогласного меньшинства, а вот о плюсах пока не говорится ни слова. Да и сам по себе кризис подобен черту из поговорки: малюют страшно, детишки пужаются, а в живую никто и не видал. Меж тем, неизбежно обнажившиеся в связи с «кризисом» социальные противоречия вполне себе реальны и ощутимы. Долгими урожайными годами стабильности копились.
Коммунистический строй рухнул аж двадцать лет назад, но общество по прежнему страстно ненавидит «буржуев». Мысль о возможном сокращении с работы совсем не расстраивает, если думать о том, что кто-то лишается миллиардов в этот момент. Родившаяся в блогосфере картинка «спасите детей Рублевки», сообщающая, что из-за кризиса детишки не смогут позволить себе собственные самолеты, новые Ferrari и Vertu, до сих пор пользуется огромной популярностью. О злополучном Полонском с его обращении к журналистам я и вовсе промолчу - кто только не поучаствовал в радостной травле владельца «Миракс-групп». Не смотря на огромные деньги, вложенные в разнообразные проекты по улучшению имиджа элит, население по прежнему отказывается любить и сочувствовать «богатеям». Конечно, эту нелюбовь проще всего объяснять завистью к успеху и богатству, но самый простой ответ не всегда окажется верным. Возможно, и сами элиты виноваты в этой ненависти не меньше. Потому как поводов для гордости собой не дают.
Одетые в итальянскую одежду, ездящие на немецких машинах отдыхающие на французских курортах и обучающие детей в английских школах - вот приблизительный портрет персонажей светских хроник и закрытых приемов. Как правило, это делается на содержимое российских недр, либо на оставшееся со времен Советского Союза производство. Русские бизнесмены принципиально не хотят изобретать нового. Благо высокие цены на энергоносители пока позволяли ничего не развивать. Гордиться «Газпромом», «Роснефтью» или «Норникелем» - все равно, что гордиться тем, что дано нам изначально.
Каа если бы мы гордились наличием у нас рук и ног. А корпораций, подобных Microsoft и Toyota, у нас, к сожалению, нет. Вместо изобретательного Стива Джобса - предприниматель Чичваркин, который по сути всего лишь продает произведенные по европейским технологиям китайские телефоны. Как правило, арендуя для этого павильоны в построенных турецкими компаниями торговых центрах. Видимо поэтому общественность так равнодушно отреагировала на вынужденную продажу «Евросети», не поведясь на провокации о якобы давлении кровавого режима.
Но в ситуации экономического спада привычные действия не работают. Акции падают в цене, а значит, нужно придумывать новое. Те конкурентные преимущества, которые позволят российскому бизнесу держаться на плаву. Новые технологии, новые схемы управления, новые продукты, наконец. Те самые инновации, о которых в последний год, кто только не говорит. Повестка завтрашнего дня - не сырье, а интеллектуальные продукты. Российское образование, российские технологии, новые российские бренды. Ты можешь перейти в завтрашний день, только если вкладываешься в развитие по настоящему, думаешь на несколько шагов вперед.
Собственно, и социальные противоречия отойдут на второй план. Одно дело если человек отличается от тебя лишь сверхвысоким уровнем потребления, другое - если за ним стоит повод гордиться страной. Не «человек в Вrioni на Aston Mаrtin», а «владелец компании, изобретшей первый видеотелеофон, дающий работу тысячам людей». Временный экономический спад совсем не означает спада возможностей для бизнеса вообще. Наоборот, эпоха возможностей только начинается. Чем меньше долларов за баррель, тем меньше поводов сидеть на нефтяной игле. Вложения в инновации для нас гораздо менее привычны, чем старая добрая сырьевая экономика и перепродажа китайского барахла. Однако те дивиденды, которые можно получить на изобретениях в десятки раз превосходят нынешнюю прибыль.
А мы, в свою очередь, будем гордиться персонажами светских хроник так же, как до сих пор гордимся Калашниковым и Циолковским.
Мария Сергеева
Комментарии