Cистема Путина в кризисе

На модерации Отложенный

Зависящая от природных ископаемых, чья стоимость рухнула, экономика России демонстрирует свою уязвимость. В зоне риска оказался главный козырь режима - покупательная способность. И несмотря на официальные разуверения, девальвация рубля кажется неизбежной.

На московской 'Ярмарке миллионеров', проходившей с 27 по 30 ноября с.г., шампанское лилось рекой. Висящие вниз головой девушки-акробатки исполняли роль виночерпиев посреди выставленных ювелирных украшений и драгоценных камней, сверкающих автомобилей и бесценных безделушек. В этом году выставка сверхроскоши проводилась в четвертый раз и поставила рекорд по посещаемости: туда устремились 50 000 людей в вечерних платьях и смокингах. Однако за сияющей витриной настроения не такие радужные.

Группа Mercury, дистибутор в России самых дорогих в мире автомобилей, в последние месяцы отметила чувствительный спад заказов на свои товары. В этом году она продала всего 180 Bentley, на 50 меньше, чем в прошлом году. В связи с падением биржевых индексов в России и кризисом на международных фондовых площадках, 25 наиболее зажиточных олигархов страны понесли убытки в размере порядка 240 миллиардов долларов. Самый богатый из них, Олег Дерипаска, алюминиевый король и давний союзник Путина, первым воспользовался щедростью режима. Он получил 4,5 миллиарда долларов, чтобы спасти свою долю (25%) в 'Норильском Никеле', одной из самых крупных горнорудных компаний в мире. Дерипаска смог купить акции компании благодаря кредиту, взятому в западных банках, который он оказался не в состоянии выплатить.

Объем золотовалютных резервов страны (третье место в мире), наколенных государством благодаря взлету цен на нефть, позволил премьер-министру Владимиру Путину на протяжении многих недель утверждать, что у России есть средства, чтобы противостоять кризису, и она выйдет из него с минимальными потерями. Его политический клон, глава государства Дмитрий Медведев со своей стороны заверяет, что Россия выйдет из него окрепшей. Однако как и во всем мире буря обрушилась на реальную экономику, и население уже начинает ощущать на себе его влияние.

Система Путина базируется на сырьевой ренте, цены на природные ископаемые стремительно катятся вниз, и система трещит по швам. Главная причина ее популярности - улучшение уровня жизни населения - в опасности. Теперь, когда экономический рост стал спадать, пагубное воздействие инфляции становится более ощутимым. 'Она ложится бременем на повседневную жизнь, - отмечала в октябре Лилия Шевцова, политолог из московского Центра Карнеги, - в частности это влияет на продукты питания. Буханка хлеба, которая в начале года стоила 12 рублей, сегодня продается по цене 28 руб.'. Из-за кризиса во многих отраслях экономики начали снижать зарплаты. Увеличиваются и долги по зарплате - в октябре их совокупный объем составил 4 миллиарда рублей (116 миллионов евро).

В Екатеринбурге (Урал) начали забастовку 250 строителей из Таджикистана. По сообщению газеты 'Коммерсант' их работодатель не выплатил им зарплату в размере 11 млн.

рублей, бастующие уверяют, что эта сумма в три раза больше. Строительные компании замораживают свои проекты на год, или даже на более длительный срок. Согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенного ВЦИОМом, 48% россиян боятся потерять работу. Намечается волна увольнений (200 000 рабочих мест), предупреждал в конце ноября официальный представитель Федеральной службы по труду и занятости. Рубль обесценивается, несмотря на то, что власти потратили на поддержку его курса 70 миллиардов долларов. Его представляли как символ экономического возрождения России, но за последние месяцы курс рубля по отношению к доллару упал почти до той отметки, на которой он находился пять лет назад. В октябре Дмитрий Медведев выступил с собственной инициативой: превратить Москву в мировой финансовый центр, а рубль - в одну из ведущих региональных резервных валют. Владимир Путин, со своей стороны, уверен, что стабилизационные фонды государства позволят избежать резких флуктуаций курса рубля. Центральный банк пытается проводить плавное обесценивание рубля, но призрак девальвации - фактора паники и социальных волнений - уже парит над страной. Многие экономисты, как российские, так и иностранные, полагают, что в 2009 году этого сценария не удастся избежать. До конца года российские банки и компании должны будут частично погасить свои зарубежные кредиты, а на это им потребуются 53 миллиарда долларов. Большинство из них конвертируют в валюту средства, выделенные им правительством, и тем самым обостряют напряженную обстановку вокруг рубля. Нервы населения, которое хорошо помнит кризисы 1991 и 1998 гг., натянуты до предела.

В то время как падение цен на нефть оказывает отрицательное влияние на государственные финансовые ресурсы, Владимир Путин ведет себя как 'Великий Кормчий' и раздает многочисленные обещания: помощь самым бедным слоям населения, поддержка среднего и малого бизнеса, план нового подъема экономики, снижение на год размера налога на прибыль. Что касается оборонного бюджета, то он согласно закону о главном финансовом документе страны на 2009-2011 годы должен за три года увеличиться в 1,5 раза.

Ради спасения предприятий власти усиливают свой контроль над экономикой. Контролируемое на 37% государством авиастроительное предприятие НПО 'Сатурн', производящее моторы для регионального самолета 'Сухой Суперджет', разработанного в партнерстве с Boeing и французской компанией Snecma, попросило о наличных средствах. Он их получит, но при одном условии - если отдаст 13% своих акций одной из компаний оборонного комплекса. Идет перераспределение собственности.

Под предлогом удовлетворения потребностей экономики, длительность президентского мандата недавно была увеличена с четырех до шести лет, что породило слухи о досрочном возвращении Путина в Кремль. Но пока этого не произошло, 'национальному лидеру' предстоит преодолеть немало трудностей.

Сильвен Паскье