Отчего бастует Голливуд?
На модерации
Отложенный
В прошлом году бастовали сценаристы, теперь отказываются сниматься актеры. Их требования просты: хотим больше денег. Но актеры требуют от студий не просто повысить оплату фильмов — они хотят пересмотреть правила игры в распределении доходов от фильмов. Проблема, однако, в том, что ни студии, ни артисты до конца еще не разобрались, во что и с кем собираются играть.
Это только обывателю кажется, что голливудские актеры сказочно богаты. В реальности ничтожно малый процент их зарабатывает большие деньги — это так называемые артисты категории А. В рамках типичной киносделки гонорары состоят из двух частей. Первая — гарантированная, вне зависимости от провала или успеха фильма. Вторая — определенный процент со сборов. Главное различие в том, кто получает процент чистой прибыли, а кто — процент с доходов.
Как правило, подавляющее большинство артистов довольствуется процентом чистой прибыли. Это значит, что как минимум в восьми случаях из десяти они не получают ничего. В кинобизнесе хорошей считается статистика, когда два снятых студией фильма из десяти приносят прибыль, еще два выходят в ноль и шесть убыточны.
Актеры категории А имеют чуть больше привилегий: их доходы определяются после того, как фильм вышел на самоокупаемость. И только считаные единицы — настоящие звезды, на которых идет зритель, — получают процент с первых же кассовых сборов, но это крайне редкий случай для Голливуда. Такие договоренности могут иметь разные формы, но, как утверждается в докладе исследовательской компании Global Media Intelligence и банка Merrill Lynch, кинокомпании тратят на них до 25% выручки. При этом процентные доли избранных актеров растут (доля Тома Круза выросла за пять лет на 37,6%).
Традиционные же доходы киностудий по-прежнему находятся под вопросом.
В кинобизнесе существует понятие «окон»: сперва фильм выходит в прокат в кинотеатрах, затем появляется на DVD, далее как «видео по запросу», на платном телевидении и, наконец, на бесплатном. Эти окна существуют для того, чтобы максимизировать прибыль с одного фильма. До последнего времени между первым и последним окном могло пройти 2—3 года. Два первых окна традиционно были самыми важными для киноиндустрии и приносили больше всего денег. Гонорары актеров и сценаристов чаще всего привязаны именно к этим двум окнам (актеры делят между собой 20% с продажи каждого DVD). При этом часто фильмы теряют деньги на демонстрации в кинотеатрах — кинопоказ скорее стимулирует дальнейшие продажи фильмов на DVD.
Однако ситуация в последнее время сильно меняется. На смену одной бизнес-модели приходит другая. Посещение кинотеатров не растет — прокатчики собирают больше денег путем повышения цены на билет, но такая политика не может продолжаться бесконечно. Продажи DVD сокращаются — в третьем квартале этого года, к примеру, они упали на 9%. В некоторых странах DVD вообще больше не продаются: к примеру, кинокомпания Warner Brothers приняла решение отказаться от дистрибьюции своей кинопродукции на DVD в Южной Корее и полностью перешла на формат «видео по запросу». Среди причин сокращения продаж DVD называют бурное развитие новых технологий, пиратство и альтернативные формы развлечения по более доступным ценам.
Пока одни окна закрываются, кинокомпании с надеждой смотрят на другое окно — цифровое. Все в индустрии говорят о том, что новые технологии до неузнаваемости меняют процесс производства и дистрибьюции фильмов. Взять хотя бы тот факт, что средний кинопроизводитель тратит сегодня 7—10 млн долларов в год на изготовление и доставку в кинотеатры кинопленок.
С появлением цифровых кинотеатров эти расходы станут равны нулю.
Сегодня свыше миллиарда людей на Земле имеют доступ к высокоскоростному интернету и могут смотреть фильмы в хорошем качестве, просто нажав на кнопку компьютера. В ближайшем будущем на скачивание фильмов будет уходить не день и даже не 4—5 часов, а несколько минут. Новое поколение мобильных телефонов с широким экраном, которым задал моду iPhone, и высокоскоростные сети мобильной связи уже позволяют миллионам людей скачивать и смотреть фильмы и телевидение на экране без особых проблем. Крайне привлекательная картина для медиа и киноиндустрии, сулящая миллиардные прибыли. Неудивительно, что актеры и сценаристы надеются поучаствовать в разделе доходов.
Проблема, однако, в том, что делимая шкура не только еще на медведе, но и сам медведь не пойман, а шебуршится в берлоге. При этом никто до конца не уверен, сколько в этой берлоге выходов и один ли там этот медведь. Никто в медиаиндустрии по-настоящему пока не понимает, куда всё идет и как на цифровых технологиях заработать много денег.
Как продавать фильмы — позволять скачивать их и сохранять на компьютере или только просматривать? Кто будет платить — рекламодатель или конечный потребитель? Если рекламодатель — какую рекламу и в каком формате можно пускать, чтобы ее смотрели? До фильма, во время, после? Если платит потребитель — система оплаты должна быть очень простой и очень эффективной. Как предотвратить масштабы пиратства, характерные для музыкальной индустрии? Ведь вся или почти вся информация, доступная в интернете, — бесплатна. Всемирная сеть зародилась и развивалась как фактически бесплатный ресурс. Это значит, что зритель чисто психологически не готов платить ту же цену за фильм, скачанный через интернет, что он заплатит за покупку DVD.
Наконец, с кем договариваться о распространении контента? Развивать собственные сайты, заключать стратегические партнерства с кабельными компаниями, операторами мобильной связи или с кем-то еще? К примеру, одним из самых мощных игроков сегодня на американском рынке распространения видео стала компания Netflix. Раньше она предлагала просто брать DVD в аренду за абонентскую плату (выбираешь в каталоге DVD, получаешь их по почте, отсылаешь обратно, получаешь новые). Однако теперь Netflix предоставляет услуги и скачивания фильмов через специальную приставку, которая подключается к интернету и к телевизору, так что потребителю не приходится больше ждать сутки, пока придет по почте новый фильм. Рекламы в этих фильмах нет, а зритель может проматывать фильм вперед и назад по желанию. Фильмы нельзя хранить на компьютере, но можно отключить интернет — и фильм всё равно будет демонстрироваться. Эта услуга предоставляется пока как бонусная к основному бизнесу компании — прокату DVD, но уже пользуется значительной популярностью.
Пока кинокомпании не ответили на эти вопросы, они не знают наверняка, сколько денег принесут новые технологии. Сейчас цифровые доходы не превышают 1—2%. Если это и вправду золотая жила, киностудии не хотят допустить ошибку и отдать ее на откуп актерам. Проблема, однако, в том, что, скорее всего, студиям придется принять решение до того, как бизнес-модель прояснится, — если, конечно, они намерены продолжить снимать новые фильмы, а не заниматься другим бизнесом.
Анастасия Дедюхина
Комментарии