В Рунете активно занялись детской аудиторией
На модерации
Отложенный
Интернет долгое время считался опасной территорией, где в пару кликов можно оказаться на порнографическом сайте, познакомиться с лицом противоположного пола с недалеко идущими планами или потерять деньги на своей кредитке. И где уж точно не место детям.
Однако победоносное пришествие в интернет социальных сетей потянуло за собой и новые порции инвестиций. Вслед за освоением миллионов одноклассников деньги стали смотреть на новые возможности, копируя успешные западные проекты, — стали пачками появляться клоны системы агрегирования и рейтингования новостей Digg, службы хранения и обмена закладками в интернете Del.icio.us. До этого скопировали YouTube и службы знакомств. И вот как минимум пять российских инвесторов одновременно обратили взор на потерявшуюся в суете гонки детскую аудиторию.
Кстати, детей, в отличие от взрослых, не учитывают в маркетинговых срезах по аудитории Рунета, и, по разным оценкам, встречавшимся «Часкору», детей от 5 до 14 лет, выходящих на просторы Интернета, — от 4 до 6 млн, и их число растет быстрее взрослых — на 30—40% в год.
Свежее исследование, проведенное Фондом Макартуров совместно с Калифорнийским университетом, показывает, что интернет может благотворно сказываться на развитии подростков. В частности, он способствует развитию навыков общения и обращения с техникой, а также повышению интереса к миру в целом.
Клонирование пингвиновДля любого венчурного фонда, специализирующегося на интернет-проектах, наличие в мировом интернете успешного западного аналога — жирный плюс к бизнес-плану российского клона. А там детьми занялись намного раньше. Многопользовательский пингвиний мир Club Penguin, разработку канадских программистов, довели до ума и уровня в 12 млн пользователей, что позволило продать проект Walt Disney за 350 млн долларов. Еще 350 млн долларов по условиям продажи были обещаны к первому траншу в случае достижения новых горизонтов по количеству игроков. Порядка 10% игроков платят по 5,95 доллара в месяц за платные аккаунты с дополнительными возможностями. Перемножить на калькуляторе содержимое чужого кармана первыми успели немцы, создав менее выразительный проект-копию Panfu.de, только вместо пингвинов — панды. 600 тыс. пользователей, зарегистрировавшихся в первые два месяца, не оценили трудов, и сегодня игровой мир Panfu пустует. Еще одну копию провинциального уровня сотворили украинцы, однако их «Чоботы» оказались откровенным провалом. Впрочем, неудачи первых клонов не отпугивают российских инвесторов: «Часкору» известно как минимум об одном проекте по мотивам Club Penguin, разрабатываемом российским венчурным интернет-инвестором с бюджетом, превышающим 1 млн долларов.
Еще один российский клон Club Penguin, с рабочим названием «Медведия», разрабатывает продюсерский центр «Ройбер» (самый известный проект компании — сервис Memori.ru, проданный РБК).
Единственный зарубежный игровой проект для подростков, вышедший на российский рынок, — Habbo Hotel — самый популярный в мире игровой мир для подростков с более чем 70 млн зарегистрированных пользователей по всему миру. Скромный выход на российский рынок, тем не менее, дает результаты, на сайте Habbo.ru за месяц бывает порядка 150 тыс. подростков.
Ограниченная лишь потенциалом своего инвестора Михаила Прохорова медиакорпорация «Живи Медиа», известная пока по дорогому журналу «Сноб», подбирала в начале осени руководящие кадры для детского интернет-проекта. Впрочем, подробности неизвестны.
Представитель ИК «Финам» Леонид Делицин рассказал «Часкору» о том, что его фонд рассматривал участие в игровом проекте для подростков Wytopia.ru, который, впрочем, стартовал силами других инвесторов.
Сразу три сети для детейНишевые социальные сети и сообщества — самые вкусные остатки со стола интернет-пира для тех, кто не успел сделать Vkontakte и «Одноклассников».
За последние месяцы в Рунете запустилось сразу три детских социальных сети.
Первыми к раздаче регистраций успели «Смешарики» — в запущенной этим летом соцсети успели зарегистрироваться к 26 ноября 196 тыс. юных пользователей.
РБК пошла по более надежному пути, заключив соглашение с израильской Tweegee, завладевшей на Земле обетованной 80% (!) детской аудитории. По анонсированным до кризиса планам, в проект-аналог Tvidi.ru РБК планировала вложить 6 млн долларов и стать безоговорочным лидером сегмента с 300 тыс. посетителей в день. Однако, по слухам, в связи со сложной ситуацией в холдинге вторая очередь развития проекта отложена на пока неопределенное время. Впрочем, проект за первые три недели работы, к середине октября, разжился более чем 10 тыс. регистраций. Акцией по раздаче школьникам 9—14 лет брелоков, наклеек, а главное, кодами активации (так называемыми инвайтами — регистрация пока закрыта для массового доступа) охвачено более 1000 школ Москвы.
Под благое дело развития детского интернета государственная ВГТРК вложилась в детскую социальную сеть «Мир Бибигона». Завлекают детей в свои сети аналогично Tvidi, работая со школами и приглашениями. В настоящий момент проект находится в бета-тестировании, возможно, поэтому в популярном браузере Firefox, которым пользуется автор, главная страница плывет.
Вопрос, кто же станет «Одноклассниками» и Vkontakte среди детей, пока открыт.
В целом, надо признаться, детские соцсети на порядок интереснее взрослых: кроме того же функционала, тут есть жизнерадостный интерфейс, чаты, встроенные игры — то, чего явно не хватает сетям взрослым. Впрочем, есть и проблемы, главная из которых — частная информация о ребенке, которая может быть использована не по назначению педофилами.
Нет педофилам! Это может показаться смешным, но в Club Penguin под жирными тельцами пингвинов скрывается до 15% взрослых игроков. А один мужчина в годах был осужден за то, что уговорил на личную встречу несовершеннолетнюю девочку в игре Habbo Hotel.
Проблема частной информации в детских и подростковых интернет-проектах — серьезная. Например, в проекте Club Penguin запрещено использование в разговоре с другими игроками цифр и электронных адресов, а за соблюдением правил следит 70 модераторов.
Кроме того, большинство российских проектов для детей заявили о невозможности перехода по внешней ссылке ребенку или подростку за пределы игрового проекта.
Безопасными путями проходит и привлечение новых пользователей — например, представитель проекта «Мир Бибигона» на Российском интернет-форуме в октябре этого года рассказал, что приглашения на сайт раздаются только напрямую ученикам школ.
Впрочем, интернет для детей не только потенциально опасен, но и полезен. Согласно исследованию Фонда Макартуров, интернет помогает молодым людям осваивать социальные и технические навыки, необходимые для жизни в конкурентном мире нашей цифровой эпохи. Группа, состоящая из 28 исследователей, опрашивала порядка 800 подростков и их родителей в течение трех лет и наблюдала за их поведением на сайтах MySpace, Facebook и YouTube. Исследователи установили, что в основном подростками движут два мотива: желание найти друзей и расширить сферу своих интересов. Оба они полезны для подрастающего поколения.
Не до монетизации Пока же все описанные детские проекты в Рунете находятся лишь в стадии разработки или бета-тестирования. Кто станет лидером зарождающегося детского и подросткового сегмента, кто научится и сможет зарабатывать на детях, не провоцируя бросания камней в свой огород со стороны общественности, кто не приостановит инвестиции в детские проекты — покажет время и следующий трудный для инвесторов год.
Максим Кудеров
Комментарии