Почему мы часто недовольны своей интимной жизнью?

На модерации Отложенный

Выдающийся американский психотерапевт Александр Лоуэн считает, что современный человек склонен придерживаться определенного ролевого стереотипа, и именно роли, которые он играет и которые навязывает своему партнеру, мешают ему стать самим собой и получить от близости полноценную радость.
Зачем обеднять репертуар?

По Лоуэну, современная цивилизация уготовила мужчине и женщине четыре основные сексуальные роли, которые соответствуют четырем стадиям развития каждого человека. Для женщины это роли дочери, сестры, романтического идеала и матери. Для мужчины – сына, брата-защитника, рыцаря-героя и отца. На каждом этапе развития человек осваивает новую роль и потом, вобрав в себя их все, превращается в целостную зрелую личность, которая может полностью раскрыться в сексе и обогатить сексуальную жизнь своего партнера. Но бывает, что мы бессознательно застреваем на какой-то одной роли, играя ее постоянно и с наибольшим удовольствием.

Папина любимица

Роль женщины-дочери нравится тем дамам, кто в детстве недополучил материнской любви, зато испытывал большую эмоциональную привязанность к отцу. Такая женщина рано осознает свою привлекательность для мужчин, но сама мужчин презирает. Себя она рассматривает как сексуальный объект. (Часто такое поведение наблюдается у профессиональных проституток.) При этом женщина-дочь в каждом мужчине подсознательно ищет отца. Вступая в интимную связь, она обычно не испытывает никаких чувств к партнеру. Нередко такие женщины страдают фригидностью или неспособны испытать оргазм.

Блудный сын

Мужчина-сын задержался в развитии на уровне незрелого мальчика. В определенном контексте для такого сына подходит эпитет блудный. Это плейбой, пускающий по ветру не только деньги, но и свою сексуальную энергию. Женщина в любовных отношениях для него всегда символизирует мать, которую надо покорить, угодив ей. Его сексуальная самооценка зависит от способности удовлетворить женщину. И в то же время, так как партнерша олицетворяет для него мать, он не может с ней полностью сексуально раскрепоститься.

Помощница мужу

Роль женщины-сестры легко пристает к тем барышням, кто в детстве отрицал свою сексуальность. Сестринский тип отношения к мужчине в своей основе асексуален. Женщина-сестра хочет быть мужу помощницей, иметь с ним общие интересы. Сексуальные отношения она отодвигает на второй план. Секс для нее не проявление страсти, а один из способов сотрудничества. В отличие от дочери сестра может получать сексуальное удовольствие, но ее отношения с партнером выглядят скорее как взаимное обслуживание. Влечения женщины-сестры часто имеют скрытую гомосексуальную окрашенность. Она, как правило, способна лишь к клиторальному оргазму.

Сын тирана

Мужчина-брат. В этой роли часто задерживаются те молодые люди, кто в детстве объединялся с матерью против тирана-отца. Мужчина-брат, как и женщина-сестра, относится к противоположному полу асексуально. Но в отличие от активной сестры с мужественными чертами мужчина-брат скорее пассивен и обладает женской мягкостью. По отношению к своей жене он обычно занимает позицию старшего брата. Но подобная позиция часто порождает женскую сексуальную неотзывчивость и соответственно неудовлетворенность самого мужчины.

Девочка из пуританской семьи

Женщина-романтический идеал. Эта роль по вкусу «хорошо воспитанным девушкам», тем, кто вырос в строгой пуританской семье.

Женщине этого типа интересны романтические отношения. С мужчиной она ведет себя провокационно: заманивает, в период ухаживания может позволить себе секс, но в браке интерес к сексу теряет. Мужа она олицетворяет с отцом, сексуальные чувства к которому должны быть подавлены. Для подпитки сексуального возбуждения такая женщина нуждается в романтической любви. Ей хочется быть на пьедестале, а сексуальность она использует лишь как приманку, чтобы заставить мужчину себе поклоняться. Женщина, увлеченная такой ролью, может испытывать вагинальный оргазм, но он не захватывает ее полностью, она не готова целиком отдаться мужчине, боясь потерять свою независимость.

Секс-рыцарь

Мужчина-герой, с одной стороны, одержим идеей сексуальной удали, с другой – выступает как рыцарь, исполненный романтических иллюзий. Он агрессивен и напорист, он вечный подросток: всегда соревнуется и никогда не выигрывает. Он не может соединить секс и любовь по отношению к одному и тому же человеку. Рыцарь-герой упорно ищет неуловимую прекрасную деву, но стоит ему овладеть ею – и она утрачивает для него свое очарование. Больше всего такой мужчина боится отдать себя женщине, поэтому часто остается холостяком. А если женится, быстро теряет интерес к своей супруге. В сексе страх отдать себя женщине обычно проявляется в преждевременной эякуляции, позволяющей пережить лишь частичный оргазм.

Зрелая дама

Женщина-мать. Дама, которая выбрала себе эту роль, благополучно прошла все предыдущие стадии развития, но не смогла объединить их. Она считает себя более зрелой, чем ее партнер, видит все слабые стороны своего мужчины, но так как ей свойственно самопожертвование, она готова дать партнеру определенную свободу и многое ему простить. При всей внешней покорности женщина-мать через свое мученичество фактически доминирует над мужчиной. Несмотря на то что эта роль близка к сексуальной завершенности, чувства женщины-матери не могут расцвести в полную силу без преодоления мазохистских настроений.

Глава семьи

Мужчина-отец. Эту роль выбирают те мужчины, кто в детстве мальчиком отождествлял себя со своим авторитарным отцом. Муж-отец обращается со своей женой в жесткой манере. Стиль поведения такого мужчины – сила. Обычно он работоспособен, богат, строг к детям, считает, что удел жены – рожать детей и заниматься домом. Секс для него – лишь удовлетворение биологической потребности, а эрекция – показатель напряжения, от которого надо вовремя избавиться, чтобы спокойно вернуться к работе. Долго пребывая в такой роли, трудно получить удовольствие не только от секса, но и от жизни вообще.

Счастливый дуэт

Если мы отдаем предпочтение только одной роли, мы обрекаем себя на скудную эмоциональную и сексуальную жизнь. Или сходимся с таким же героем одной роли – например женщину-мать обязательно найдет мужчина-сын. Или невольно заставляем свою половину для слаженного дуэта подстраиваться под нас, подыгрывать нашей единственной роли. Ни то ни другое не может обогатить сексуальную жизнь. Давайте осваивать сценическое мастерство, пробовать себя и в других ипостасях. В счастливом браке муж и жена откликаются друг на друга как на целостную личность, которой знакомы любые переживания, которая умеет совмещать в себе все грани мужской или женской натуры.

Юлия Эйделькинд