Пора ли России приступать к реформам?

На модерации Отложенный

Первое послание Дмитрия Медведева Совету Федерации в качестве президента РФ трудно, на мой взгляд, не охарактеризовать, как революционное. Признаюсь: раньше я не ждал чего-либо экстраординарного от Дмитрия Анатольевича и в период 'президентского кастинга' в России симпатизировал Сергею Иванову. Мне казалось, что выдвижению Медведева скорее обрадуются недоброжелатели России, увидев в обстоятельствах его восхождения преобладание 'мягкой линии', стремление одной из башен Кремля к широким компромиссам с западными государствами, усиление влияния 'олигархии-лайт'.

 Думалось, что путинская эпоха энергичной мобилизации России сменится размеренным потреблением результатов экономического роста, обрамленным риторикой социал-реформистского доброхотства. Представлялось, что Владимир Путин сохранит ключевую роль в системе власти, а сама власть, уверенная в бесконечном повышении цен на нефть, станет расслабленно имитировать развитие, не прекращая, впрочем, в рамках возможного и уместного сдерживать Запад.

Хотел бы отметить, что такая вероятность продолжала оставаться весьма высокой - вплоть до последовавшей во второй половине нынешнего года серии внешних шоков. Поэтому чего здесь больше - неких личных планов Медведева (и стоящих за ним сил), плана, составленного вместе со вторым президентом, или реакции на внешние шоки - решить непросто.

Но как бы то ни было, третий президент России в послании от 5 ноября 2008 г. предстал не моложавым выдвиженцем 'корпоративного пула', а зрелым российским государственником, готовым взвалить на свои внешне отнюдь не богатырские плечи грандиозную задачу продолжения модернизации России, реформ, шанс на которые, как опасались экономические умы России, был упущен в результате грузинской агрессии против Южной Осетии.

Послание Дмитрия Медведева Совету Федерации - это комплексная программа преобразований, для реализации которой в заметной степени будет необходим весь первый срок. Структура послания расставляет приоритеты российского лидера следующим образом: демократизация, экономическая оптимизация, усовершенствование мирового порядка. Впервые в современной истории России ее политический лидер огласил список национальных ценностей и раскрыл их суть. К ним Дмитрий Медведев отнес справедливость, свободу, жизнь человека, семейные традиции, патриотизм - именно в таком порядке. Краткое изложение смысла этих пяти ценностей указывает на то, что поверхностный социальный реформизм предвыборной программы Медведева и 'консервативный либерализм' Путина (сильное внутри и вовне государство в союзе с корпорациями) сменился русской версией социал-либерализма.

Здесь я сделаю определенное вступительное замечание - 16-страничный текст послания доступен для понимания и лишь в частностях требует знания российских реалий и законодательства. Мне этот текст напомнил лучшие образцы речей членов конвента, красивейший и совершенно не устаревший французский которых сегодня способен понять любой, кто не проявлял лени в изучении этого языка. Поэтому не вижу смысла в пересказе тезисов российского президента. Интересным представляется другое - явное ощущение новизны, свежести, перемен, которое, стоит предположить, скоро наполнит коридоры Кремля.

Новый старт демократических реформ

В тексте послания Дмитрий Медведев глубоко анализирует опыт строительства современного российского государства, апеллируя к русским авторитетам в сфере юриспруденции и народного хозяйства, де-факто (что поразительно) не упоминая о советском наследии или аббревиатуре СССР. Он говорит о тысячелетнем русском народе, о той или иной давней традиции, но не о советском государстве.

В центре его построений - новая Россия, и именно эту государственность он возводит в ранг ценности, и конституцию как ее основу, заложенную почти 15 лет назад. В этой связи уместно вспомнить слова Владимира Путина о распаде СССР как о крупнейшей политической катастрофе ХХ века. Вероятно, мы начинаем наблюдать за появлением у медведевского Кремля собственной политической риторики. То, что это неспроста, подтверждает и стилистика обсуждения проблемы рабочей миграции - привычное 'постсоветское пространство' названо 'странами Содружества'. Советский Союз упомянут Медведевым лишь в историческом контексте - он говорит о его распаде как о поводе для появления у США небезопасной самоуверенности, главной причине нынешних геополитических конфликтов и экономических кризисов.

Президент искренне признает, что институты демократии в России были созданы сверху, и, несмотря на цикличность выборов, наличие демократически легитимной власти, - Медведев прямо указывает на неэффективность их работы в силу излишнего и контрпродуктивного государственного контроля над всеми сферами жизнедеятельности общества. Засилье чиновничества и проистекающую из него коррупцию, а также правовой нигилизм Дмитрий Медведев считает главными мишенями своего президентства. Мнимая мудрость государственного аппарата и культ государства, как следует из послания президента РФ, - исторический балласт для России.

Президент России предлагает конкретные шаги навстречу искоренению этого зла: демократизацию политической жизни и усиление федеративного характера российского государства. Медведев провозглашает: граждане России готовы к реальной демократии, поскольку привыкли рассчитывать на себя, а свой личный успех считают слагаемым успеха страны. Таким образом, глава государства апеллирует к среднему классу, несущему на себе основные тяготы финансовых неурядиц и дефицитов развития страны.

Не рискуя пока снижать барьер для прохождения в парламент, Медведев предлагает гарантировать партиям, набравшим от 5 до 7% голосов 1-2 думских мандата. Далее Дмитрий Алексеевич выступает за то, чтобы выдвигать кандидатуры глав регионов могли исключительно партии, набравшие наибольшее количество голосов на региональных выборах (в России кандидатуру главы региона утверждает президент).

Президент также считает, что необходимо отменить денежный залог для выборов всех уровней - целесообразность присутствия на бюллетене тех или иных имен или названий политических и общественных структур должны решать не деньги, а люди. Необходимо, по мнению Дмитрия Медведева, начать снижение количества подписей, которое надлежит собрать партиям для регистрации на выборах в Госдуму, а пока что отменить сбор подписей для партий, которые набрали более 5% голосов либо создали фракции в более чем трети региональных парламентов. Сегодня от сбора подписей освобождены лишь партии, имеющие фракции в Госдуме. Совет Федерации, считает Медведев, должен сформироваться из граждан, избранных в представительные органы власти и местное самоуправление соответствующего субъекта.



Президент Росси выступает за снижение минимального количества членов организации, требуемых для регистрации новой партии, законодательное оформление требования ротации руководства партии в определенный срок. Для местного самоуправления Медведев усмотрел возможность отстранения мэра местными 'законодателями', в то же время он призывает 'третий сектор' активно участвовать в выборах, на что, кстати, в России общественные организации имеют законное право.

Президент также рассматривает возможность обязательного привлечения условно 'третьей' Общественной палаты к обязательному участию в разработке и обсуждению законопроектов в сфере прав человека. Хотя многие эксперты оценили шаги президента России в сфере реформ как осторожные, я с таким мнением не согласен. Ведь если мы сравним предложения Медведева (которые, несомненно, обернутся законами) с украинской ситуацией, то увидим, что 'на выходе' Россия намерена превратиться в гораздо более демократическое государство, нежели современная Украина.

Более того, Медведев послал четкий сигнал российским СМИ: 'Я буду защищать вас против чиновников', поскольку заставить чиновников не вредить СМИ невозможно - они защищаются в интересах своей корпорации, чье иго довлеет над Россией при всех сменяющихся режимах на протяжении веков. Мне в этой связи вспомнился феномен Ильфа и Петрова - ведь так, как писали они в своих бессмертных романах, и должна была, в идеале, выглядеть журналистика свободной, постреволюционной России. Медведев выступил с инициативой, чтобы все парламентские партии имели четкую гарантию освещения их деятельности в СМИ. Необходимо активно расширять все форматы, в которых могут действовать СМИ, сказал глава российского государства, и тогда власть чиновников окажется бессильной.

Сделан шаг и навстречу парламентаризму - правительство теперь будет реально отчитываться перед Думой. Президент требует прогресса и в судебной реформе, и в имущественных отношениях между федеральным правительством и региональными властями. Да, мы можем скептически посмеиваться, мол, поскольку в партийной жизни России доминирует 'Единая Россия', то программа Медведева скорее на руку ей. Но возможности для других партий и всего спектра общественных организаций, несомненно, создаются этой программой.

Тем более что 'план Медведева' предполагает настоящую борьбу с коррупцией. Упоминаются меры, о которых в Украине пока только мечтают (в частности, обязательное предоставление дополнительных сведений о доходах и собственности госслужащих и их семей, с проверкой вплоть до оперативно-розыскных мероприятий!). Видать, партия 'сперанских' в Кремле возобладала. И совершенно без пафоса хочу сказать: Россия стоит на пороге фундаментальных преобразований, которые, вполне возможно, превратят ее в государство с высокой конкурентоспособностью, передовую страну, по словам Медведева, - 'общество свободных людей'. Но это еще не все.

Кроме прочего

Большое внимание президент уделил средней школе. Не 'ложно постыдился', что самое захватывающее - сказать об откате, сдаче позиций в образовании, желании изменить это положение вещей. Российская школа, по словам Медведева, не имеет права быть ветхой. А Россия начинает 'охоту за головами' и идеями, умениями, которые в них находятся. Примечательно, что об иммиграции и образовании как о главной силе Америки недавно говорил в интервью Си-эн-эн Билл Гейтс. Итак, Россия полномасштабно вступает в конкурентную борьбу на мировой арене как в среде обеспечения прав человека, так и хозяйствования, интеллекта, а также и в геополитическом аспекте. И здесь необходимо сказать следующее.

Ряд комментаторов, в том числе и в Европе, оценили 'ракетные' заявления Медведева как излишне жесткие. И сначала я был готов согласиться с ними, но потом передумал. Ведь они возымели определенное действие: в разное время помощники 44-го президента США Денис Макдоноу и Джон Подеста заявили о том, что Обама - не сторонник ПРО, а поляки не так интерпретировали смысл разговора Обамы и Качиньского. Главный польский лоббист ПРО Радослав Сикорски даже вынужден был заявить о том, что польско-американские отношения в сфере обороны не должны быть заложником интересов тех или иных группировок в Пентагоне.

Пока неизвестно, продолжится ли при президенте-демократе политика отторжения России (иными словами, не превратится ли он в переиздание Джимми Картера), но атмосферу перемен трудно не почувствовать. Так что жесткость Медведева, пожалуй, последовала вовремя. Если отечественный малый бизнес президент России 'кошмарить' запретил, то лишний раз 'покошмарить' самоуверенный Запад - пока что лучшая прививка от инфекций, которые содержатся в 'осуждающих чихах' из-за океана.

Пространство для маневра

Конечно, профессиональная осторожность сдерживает всякий оптимизм - мол, и в России ничего особо не изменится (ведь это не регламент победившей на выборах некоей оппозиции - главный и единственный тест на наличие в той или иной стране демократии), и отношения России и США будут дальше ухудшаться - это, мол, логика борьбы за ресурсы и все. Однако, думаю, стоит сделать акцент на 'презумпции невиновности'. Ведь очевидно, что и США, и Россия стремятся к изменениям, их возглавляют теперь относительно молодые лидеры, причем оба - юристы, выросшие в атмосфере, не способствовавшей хождению строем. Если Россия добьется успехов в начатых преобразованиях - это и наш... нет, не так... плодами этого успеха смогут воспользоваться в Украине и все те, кто видит будущее Украины в полноценном, стратегическом партнерстве с великим соседом и радуется появлению новых аргументов в пользу такого исторического выбора. Ведь русский мир, к эмоциям которого становятся чуткими в Кремле, - преимущественно находится на территории более или менее демократических государств.

В Украине, к сожалению, демократическая система все чаще 'пятнается' нацистскими элементами, претендующими на благосклонность иррационально русофобских деятелей в истеблишменте стран Запада. Победа демократических преобразований в России, отсчет которым дан посланием Дмитрия Медведева к Совету Федерации, разрушит последний бастион недоброжелателей России, лукаво упрекающих Москву в авторитаризме, стремясь не замечать специфики многих политических процессов в этой стране. В добрый путь!

Максим Михайленко