Цензура по-русски: запугивание практикуется на всех уровнях

На модерации Отложенный

После прихода к власти Владимира Путина контроль властей над СМИ постоянно усиливался. Мировой экономический кризис, который в противовес изначальным утверждениям правительства, в полной мере затронул Россию, может дать новый повод правящей команде еще туже зажать в тиски несколько оставшихся островков свободы слова.

Неприятности, случившиеся с известной экономической газетой 'Ведомости', - прекрасный тому пример. После того, как газета, дистанцировавшаяся от клана Путина, опубликовала 'слишком пессимистичную' статью о ситуации в России, она получила предупреждение от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Данная служба, чье название само по себе является самой настоящей программой, в своих действиях ссылалась на закон о противодействии 'экстремизму'.

Это лишь один пример из многих и далеко не самый трагичный. Суд над подозреваемыми в причастности к убийству Анны Политковской, который сейчас имеет место в Москве, служит напоминанием - как будто бы в этом есть нужда, - что в России журналисты не могут безнаказанно нарушать официальные запреты или расследовать сомнительные практики власти и неблаговидные поступки лиц, ею облеченных.

Анна Политковская пыталась донести до людей правду о войне в Чечне и разоблачала коррупцию. Она - не единственный представитель российских СМИ, поплатившийся жизнью за свою смелость.

Запугивание практикуется на всех уровнях. В провинции местные князьки, которые все являются членами 'доминирующей партии' Единая Россия, практикуют самую настоящую цензуру печатной прессы и региональных телеканалов. 'Окна' свободы, которым власти позволяли существовать, чтобы те служили доказательством их 'демократических' притязаний, закрываются одно за другим. Вызывающие сомнение Интернет-сайты подвергаются преследованиям со стороны администрации.

Однако речь идет не только о прямой цензуре. После расцвета в конце 1980-х и начале 1990-х годов свободы прессы, невиданной до той поры в России, вверх взяли дурные привычки - самоцензура, цинизм, корыстное пособничество властям, - поощряемые грубыми или тайными репрессиями непокорных.