Левизна в путинизме
На модерации
Отложенный
Кризис в экономике будет способствовать росту левых настроений в России. Нынешнюю власть сменит тот, кто сумеет предложить способ восстановления социальной справедливости.
Абстрагируясь от тех или иных идеологических предпочтений, приходится признать, что основной социально-политический запрос в стране – левый.
И кризис, влияние которого с каждым днем ощущают непосредственно на себе все больше россиян, бесконечно далеких от бирж и финансовых рынков, скорее всего, только усилит левые настроения.
Левизна общества властям, кстати, вполне очевидна. Именно поэтому несколько лет назад был запрещен инициированный КПРФ референдум по основным вопросам политической и экономической жизни. И когда летом 2005 года те же самые вопросы задал гражданам «Левада-центр», оказалось, что КПРФ выиграла бы референдум с разгромным счетом, причем, по всем пунктам.
Так, 79% против 10% выступили за отмену закона о монетизации льгот (очень актуальная на тот момент тема) и право гражданина самому выбирать между льготами и денежными компенсациями. За общедоступное и бесплатное дошкольное, среднее, профессиональное и высшее образование высказались 97% против 2%. О том, что недра, леса, водные и другие природные ресурсы, электростанции, предприятия ВПК, железные дороги, высоковольтные ЛЭП и магистральные трубопроводы должны находиться исключительно в государственной собственности заявили 91% россиян против 5%. Необходимость восстановить государственную собственность на землю (за исключением подсобных хозяйств, приусадебных, дачных, садово-огородных и гаражных участков) поддержали 83%. Более 80% высказались за выборность губернаторов и ответственность руководителей всех уровней (вплоть до отставки) за снижение жизненного уровня населения. Почти 60% ратовали за возврат прогрессивного подоходного налога.
Незадолго перед этим, весной 2005 года, к гражданам обратился ФОМ с вопросом об оценке личности Ленина и получил 59% положительных ответов при 11% отрицательных. Причем положительные оценки набрали более половины – 51%, даже в группе от 18 до 35 лет, тогда как отрицательные – 12%.
Отдавая себе отчет в реальном раскладе общественных симпатий, власть именно тогда заявила о своем «левом повороте» и о приоритете социальных начал. Можно сказать, что она перешла не столько к левой, сколько к патерналистской политике. Но вынудили ее к этому именно левые ожидания россиян.
Все это произошло после попытки навязать обществу политику «монетизации льгот», когда стихийный протест льготников поставил властную элиту чуть ли не на грань раскола и паники.
Можно говорить, что это было давно, что с тех пор и КПРФ более чем неудачно выступила на выборах, и парламентские выборы, что на федеральном, что на региональном уровне, постоянно и с большим отрывом выигрывает вполне правая «Единая Россия». На президентских же выборах победил казавшийся чуть ли не «либералом» Медведев. Но если отвлечься от всего комплекса мер, обеспечивающих партии власти стабильно высокий результат,
«Единая Россия», выигрывает, в том числе и потому, что массовому избирателю преподносится едва ли не как более «советская» и левая организация, чем КПРФ.
Кроме того, это – «партия Путина», а с ним связаны левые и вполне просоциалистические ожидания общества. Да и Медведев широкой публике преподносился именно как «социальный» а вовсе не либеральный кандидат.
Что понятно. По данным «Левада-центра» осени 2007 года (как раз когда шел кастинг путинского преемника), 54% граждан заявили, что предпочитают экономическую систему, основанную на государственном планировании и распределении, и 29% отдали предпочтение рыночным отношениям и частной собственности.
Для сравнения в апреле 1997 года, голоса распределялись почти поровну: 43% ратовали за плановую экономику, 40% – за рынок.
Уже этой осенью ВЦИОМ задал гражданам вопрос, в какой период страна развивалась скорее в правильном направлении. При понятном лидерстве фактически действующего правителя Путина (80%),треть населения настаивает, что мы двигались в правильном направлении при коммунистических вождях: Ленине (33%), Сталине (31%), Хрущеве (29%). Вожди, разрушившие коммунизм – Горбачев и Ельцин – набрали по 17%.
Правда, надо отметить, что вовсе не социалист, царь Николай II тоже вел страну верною дорогою (31%).
Но, несмотря на любовь к последнему российскому монарху, рост симпатий к социалистическому прошлому отражает и октябрьский опрос ФОМ по поводу отношения к 7 Ноября: 52%, против 38%. Пять лет назад, в 2003 году, соотношение было обратным: за 7 Ноября высказывались 36%, против – 56%. Затем кривые стали сближаться и примерно в конце 2005 года поменялись местами.
И не только в прошлом, но и в настоящем россияне в большинстве своем делают социалистический выбор.
В ноябре, согласно опросу «Левада-центра», 45% выступают за государственный контроль над ценами, 44% россиян полагают, что государство должно обеспечить снижение цен, 34% призывают бороться с расхищением государственной собственности.
А такие антикризисные меры правительства как помощь банковской системе, гарантии для развития частного бизнеса поддерживают только 11%.
В целом данные самых разнообразных опросов с теми или иными колебаниями дают примерно одну картину: большинство за национализацию промышленности и банковской системы, государственный контроль над ценами. Порядка 60% опрошенных положительно оценивают роль Ленина в истории и Октябрьскую революцию, и, случись она сегодня, около трети были бы на стороне большевиков и всего 7–8% выступили бы против.
Очевидно, что доминирующие настроения в России – левые, и пытаться отрицать этот факт – бессмысленно. Ни власти – ни тем, кто пытается ей противостоять. Крушение нынешней власти произойдет под тяжестью именно этого запроса.
Или чтобы сохраниться, власть должна будет шаг за шагом увеличивать «левую» составляющую в своей политике.
И если власть все же рухнет, новые претенденты на власть будут вынуждены учитывать левые настроения общества. Другое дело, что в отсутствии полноценного левого субъекта (граждане, если судить по электоральным оценкам партий, такого субъекта пока не видят и точно не числят таковым КПРФ) политическая сила, которая наиболее четко озвучит свой ответ на общественный запрос, может оказаться по своим изначальным установкам вовсе и не левой.
Наша история дает поучительный пример того, к чему приводит игнорирование ключевого запроса народа. Самый больной на начало прошлого века вопрос о земле теоретически могли решить вопрос и царь со Столыпиным, и Львов с кадетами, и Керенский с эсерами. Но, не решая его, они один за другим теряли власть – пока не пришли большевики с простым лозунгом «Земля – крестьянам».
Сегодня совокупность всех чаяний и требований граждан можно обобщенно суммировать как запрос на справедливость. По мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что неизбежно в случае, если экономический кризис будет носить затяжной и глубокий характер, этот запрос будет звучать все более настойчиво. И, в конечном счете, в схватках за Кремль победит тот, кто сумеет предложить простой и ясный «левый» план.
Сергей Черняховский
Комментарии
да народу ничего не нужно! ничего не интересует народ и ни к чему он не стремится! сплошные кузьмичи надеяться на \"авось\"!
Поэтому, на кого расчитано это всё? И так ясно!
оно само упало снегом на головы!
а еще и власть у нас такая же как в 17 году
был социализм а щас путинизм. или медведизм.
и Обамы у нас никогда не будет.
так. кто еще чего скажет?