Как Обама будет спасать Америку?

На модерации Отложенный

О глобальных вызовах, с которыми столкнется Барак Обама, когда он 20 января въедет в Белый дом в качестве 44-го президента Соединенных Штатов, было написано много: американская экономика стоит перед пропастью, миллионы людей могут потерять свои рабочие места, две непопулярные войны привели бюджет страны к дефициту платежного баланса. Однако в череде ужасных сообщений последних дней утонула еще одна дурная весть: статус Америки как супердержавы под угрозой.

Во всяком случае, к такому заключению пришел Национальный совет по разведке (National Intelligence Council) в Вашингтоне, которому подчиняются в общей сложности 16 спецслужб США. Каждые пять лет Национальный совет по разведке представляет доклад, в котором топ-шпионы бросают взгляд в ближайшее будущее. В недавнем докладе, который был опубликован в конце недели, они сконцентрировались на перспективах развития стран мира до 2025 года.

Китай, Индия и Россия стремятся обрести влияние

Хотя США, как и прежде, являются важнейшим и единственным актором на мировой сцене, как предрекает исследование, у Соединенных Штатов больше не будет той доминирующей роли, которую они играют сейчас. Вместо этого больше влияния получат такие государства как Китай, Индия и Россия. К тому же могут быть сформированы новые альянсы, которые отправят на свалку историю возникшую после Второй мировой войны систему международных отношений.

Доклад важен потому, что он может поставить Обаму в сложную ситуацию. Ни один американский президент не может себе позволить спокойно наблюдать за тем, как его страна сваливается в политическую "черную дыру" и теряет власть и влияние. И Обама об этом знает. Следовательно, он должен что-то делать. В конце концов, Национальный совет по разведке осознает, что его доклад вряд ли воспринимается как гадание на кофейной гуще, а скорее как настойчивое обращение к президенту, который должен своевременно предотвратить беду.

'Для нас, прежде всего, важно, чтобы все то, что мы предсказываем, просто не случалось бы', - считает главный автор доклада Мэтью Барроуз (Mathew Burrows). 'Поскольку мы уверены, что знание - это сила. А когда мы знаем, что может произойти худшее, то мы используем силу, чтобы в лучшем случае это предотвратить'. Что подобный вывод будет означать для Обамы? А также: удастся ли ему соблюсти грань между политической необходимостью и чрезмерной реакцией?

Старый страх, много противоядий

С момента окончания "холодной войны" глубоко в душах американских политиков сидит страх перед потерей пол-позишн, и к этому уже было разработано много противоядий. Билл Клинтон форсировал расширение НАТО на Восток, чтобы быстро привязать к США молодые демократии в Восточной Европе, а своего конкурента - Россию - 'держать на медленном огне'. Джордж Буш-младший ввел войска в Ирак, чтобы начать там демократический переворот на Ближнем Востоке, который должен был гарантировать жадным до энергетических ресурсов Соединенным Штатам доступ к нефтяным источникам в регионе.

Неоконсервативные советники Буша, как, например, заместитель главы Пентагона Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), бывший замминистра обороны Дуглас Фейт (Douglas Feith), а также главный редактор консервативного издания The Weekly Standard Уильям Кристол (William Kristol) еще с начала 90-х предупреждали от появления конкурентов - Китая и Индии. Экономики обеих стран будут продолжать расти огромными темпами. А тот, кто растет, нуждается в энергетических ресурсах, в первую очередь, в нефти. Следовательно, США должны гарантировать для себя контроль над нефтью, чтобы, со своей стороны, держать под контролем Китай и Индию.

Огромные нефтяные запасы находятся на Ближнем Востоке, в т.н. "государствах-изгоях", которые враждебно настроены к США. Следовательно, Ближний Восток должен быть "освобожден" с помощью превентивных войн. Началом должен был стать Ирак, за ним должны были последовать Иран и Сирия. Стратегия представляла собой смешение идеологии и мании величия. Неоконсерваторы были уверены, что Америка может перестроить мир в соответствии со своими собственными представлениями и, в конечном итоге, обосновать свою никем неоспариваемую роль ведущей супердержавы, у которой нет конкурентов.



Энергетика как ключ к власти


Однако неконсерваторы надежд не оправдали. Ирак еще очень далек от того, чтобы стать"'маяком свободы и демократии на Ближнем Востоке", как перед началом военных действий сформулировал Джордж Буш. Иран с тех пор стал сильнее, а Китай и Индия, согласно недавним докладам спецслужб, продолжают укреплять свои позиции. До 2025 года Китай должен стать второй по величине экономикой мира.

Любой экономике нужны энергетические ресурсы. Здесь ничего не меняется. Итак, что должен сделать будущий президент Обама, чтобы гарантировать преимущество своей страны перед конкурентами, не повторяя при этом ошибок неоконсерваторов? 47-летний Обама намеревается сделать многое. Он хочет в течение следующих десяти лет вложить 150 миллиардов долларов в альтернативные источники энергии. Такие, как энергия солнца, ветра, воды. Цель Обамы - энергетическая независимость. Он собирается до 2019 года так модернизировать США, чтобы не нужно будет импортировать нефть из стран Ближнего Востока. Это коренным образом изменит американскую стратегическую карту мира.

Вопрос в том, сможет ли Обама с учетом экономического и финансового кризиса достать деньги, чтобы профинансировать свои планы, для которых требуется 150 миллиардов долларов? Зато будущий президент оперирует другими цифрами. Энергетическая инициатива, распространенная на всю страну, создаст пять миллионов "зеленых рабочих мест", утверждает он - то есть новую работу, которая сейчас так необходима Америке.

Но здесь фигурирует еще и Израиль. Как будет реагировать ближайший союзник США на Ближнем Востоке, если Соединенным Штатам больше не потребуется нефть из стран Ближнего Востока, и, таким образом, Штатам больше не будет нужно, как это было раньше, связывать себя военными обязательствами? "Я - друг израильского народа, - пообещал Обама, - и я буду решительно защищать безопасность Израил". Даже если Обама и через четыре года выиграет очередные президентские выборы, в 2019 году он все равно больше не будет у власти. Следовательно, этой проблемой будет заниматься его преемник.

Дипломатично "показывать зубы"


Решающей для роли Америки в мире будет внешняя политика администрации Обамы. Президент уже дал понять, что он будет руководить с позиции силы. Правда, в отличие от Буша он делает большую ставку на дипломатию. Он хочет без каких-либо предварительных условий вступать в диалог также с врагами Америки, например, с Ираном. Но, по существу, переговоры он будет вести жестко, и уже пригрозил, что будет "показывать зубы".

"Мы предоставим иранскому правительству возможность выбора, - объявил Обама. - Если Тегеран откажется от своей ядерной программы и от поддержки международного терроризма, то мы вознаградим его, например, принятием в ВТО. Но если Иран не изменит свое поведение, то мы увеличим наше экономическое давление и усилим политическую изоляцию страны".

"Кнут и пряник"

В американской политике эта стратегия "кнута и пряника" зовется "carrot and stick" (морковь и палка). За восемь лет пребывания в Белом доме ее успешно культивировал Билл Клинтон. Итак, нет никаких сомнений, что Обама собирается сделать министром иностранных дел Хиллари Клинтон. Она тоже должна отлично владеть этой игрой.

Америка, и это, по-видимому, точно, в период нахождения у власти президента Обамы и министра иностранных дел Клинтон будет вести себя как сильная, самоуверенная и требовательная страна. Конечно, изменится тон, который был типичен для эры Буша. Снова будет больше переговоров и меньше бряцания оружием. Снова будут пестовать старые альянсы, а не создавать на пустом месте "коалицию воли".

Однако для Обамы и Клинтон в рамках всевозможных бесед, акций и переговоров речь в первую очередь будет идти лишь о собственных интересах. Америка не избирала президента мира, а лишь американского президента, для которого важно, чтобы его страна оставалась супердержавой. А если союзники его в этом поддержат, то они тоже получат от этого выгоду.

Петер Грубер