Россия преодолеет кризис... вот только за счет чего?

На модерации Отложенный Итоги десятого съезда «Единой России», главного политического события последних дней, выразились в одной емкой и точной фразе, принадлежащей журналистке официальной «Российской газеты»: «Новое антикризисное послание, озвученное вчера Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным на десятом съезде «Единой России», обязывает партию использовать мировой кризис как фундамент для стратегического скачка».

Для тех, кто не понял — «скачок» на блатном жаргоне, коим так любят пользоваться нынешние руководители государства, означает совершение кражи без предварительной подготовки. Получается, что мировой кризис становится базовой предпосылкой для осуществления масштабного, искусно проведенного, но одновременно незапланированного присвоения прав собственности на государственные или частные активы.

Ну не красавица ли журналистка из «РГ»? А мы сетуем на пишущее племя!

Отдав должное дарованиям, окунемся в рутину — обсудим выступление Путина.

Суперниндзи

«Сегодняшний мировой кризис, — сказал наш герой, — с учетом его масштаба, как вы знаете, подобен стихии. В рамках давно созданной и действующей мировой финансовой системы его, как и природное бедствие, предотвратить было невозможно. Но что мы могли и должны были сделать — то, что делают все правительства развитых стран, — мы должны были предвидеть подобное развитие событий. И заранее должны были принять меры, чтобы пройти через кризис максимально безболезненно, без больших потерь. И можно с полным основанием сказать, что мы не растратили впустую время».

Подготовились, стало быть. Поговорим, как готовились. Для этого нет лучшего средства, чем вновь обратиться к цитатам главного действующего лица последних лет.

Вот, например, сермяжные фразы из ежегодной большой пресс-конференции президента России, состоявшейся 14 февраля этого года.

«Чистый приток частного капитала в Российскую Федерацию составил в прошлом году 82,3 миллиарда долларов, это в два раза больше чем в 2006 году, — в два раза!». То, что более трех четвертей этого притока — спекулятивные инвестиции — менее через полгода начнут бежать из страны, «предотвратить было невозможно». Что же мешало заняться делом в начале года? Предстоящие выборы, предвкушение очередного дембеля, ощущение всевластия над любыми экономическими процессами?

«Российские банки достаточно легко прошли кризис ликвидности». Что такое случилось в банковской сфере, если буквально через восемь месяцев после победы над кризисом ликвидности, на поддержку финансового сектора пришлось выделять 5 трлн. рублей (в первоисточнике: «В рамках стабилизационного пакета мер мы уже направили беспрецедентные средства — около 5 трлн. рублей — на обеспечение ликвидности и устойчивости банковского сектора»)? Или это часть стратегического скачка?

Едем дальше. «В крупных городах России, как вы знаете, до 70-80 процентов продовольственных товаров (а то и 85) по импорту получаем. Огромная цифра!.. Да, конечно, на мировых рынках продовольствие растет. Наверное, будет расти как-то и у нас в стране. Но не обязательно это будет скачкообразный процесс». Опять про скачок, будь он неладен. Вместе с тем, импорт продовольствия в условиях укрепления рубля и стабильного притока нефтедолларов и импорт продовольствия на фоне подорожавших в три раза, но не ставших от этого более доступными кредитных ресурсов, сокращения положительного сальдо платежного баланса, девальвации национальной валюты — далеко не одно и то же.

Поскольку «все правительства делают это» (готовятся к кризису), проиллюстрируем Владимиру Владимировичу, с какими сельскохозяйственными итогами подошли к мировой нестабильности мы и наши ближайшие соседи по СНГ.

Таблица 1

Производство продуктов сельского хозяйства в некоторых странах СНГ на душу населения (кг)

Страна

Зерно

Картофель

Мясо

Молоко

2000

2007

2000

2007

2000

2007

2000

2007

Казахстан

779

1288

114

154

42

54

248

327

Беларусь

485

744

871

901

60

84

449

609

Украина

499

630

403

411

35

41

259

265

Россия

444

568

232

258

31

40

221

227

Источники: государственные органы статистики стран, собственные расчеты автора.

Вот такие получились итоги, дорогой Вы наш национальный лидер. Среди указанных партнеров и соседей Россия по производству продовольственных товаров твердо занимает последнее место. Исключение составляет лишь урожай картофеля, по которому мы определили Казахстан. Но закавыка в том, что в Казахстане картошка не занимает такое же место в рационе, как, например, у славянских собратьев.

Нет, конечно, в абсолютных цифрах мы бы поборолись, но, может быть, хватит кормить людей пустыми эвфемизмами, типа удвоения ВВП, четырехкратного повышения производительности труда или увеличения продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет?

Что в ближайшие годы кушать будем, господин премьер-министр?

Впрочем, не все из правительственного коллектива готовились к стратегическому скачку. Взять ту же Набиуллину, вызывающую отторжение у всех, кто что-то понимает в экономике. Вновь прямая речь.

Цитатка первая, из выступления «госпожи-министерши» на ежегодной международной конференции «Модернизация экономики и глобализация» 1 апреля 2008 года: «Маховик экономического роста еще только раскручивается, и мы не должны остановить его разговорами о перегреве экономики…Жестко ограничительная финансовая политика может подорвать экономический рост». Иными словами, всего полгода назад маховик экономического роста только-только раскручивался, а отдельные несуразные персонажи, типа г-на Кудрина пытались подорвать его, зажав деньги.

А теперь цитатка вторая, затихающим эхом блуждающая по думским коридорам после «правительственного часа» 19 ноября 2008 года: «Мировой экономический кризис, который только разворачивается, показал исчерпанность модели роста российской экономики, которая у нас была в предыдущие годы. Главная задача текущего момента — адаптация нашей экономики к снижению экспортных доходов и ухудшению платежного баланса».

Вот те на — полгода назад маховик только раскручивался, а сегодня уже проявилась исчерпанность модели. Но еще больше забавляет таргетирование — адаптация их экономики к уменьшению сверхдоходов от нефтяного экспорта и ухудшению платежного баланса. Для справки г-же Набиуллиной: адаптироваться к ухудшению платежного баланса — все равно, что привыкать к изменениям погоды. Летом, конечно, хорошо, осенью — тоже неплохо, но и зима сгодится, если одеваться потеплее. Погода, как и платежный баланс, улучшается или ухудшается, но люди, как и экономика, приспосабливаются, если только не сдирать с них шапки в подворотнях. Вы же, г-жа Набиуллина, как раз этим и занимаетесь, из-за чего возникает недовольство Вашей работой.

Ушли бы лучше цветочки сажать. Или в родной «Вышке» преподавать. К тому же у Вас наверняка набежали 15 лет госслужбы, необходимые для получения государственного пенсионного обеспечения. Вам светит минимум 45% от оклада, неплохие деньги особенно по сравнению с теми, кого Вы собрались «адаптировать».

Впрочем, не одна Набиуллина не подготовилась как надо. Взять, например, вице-премьера Жукова. Послушаем, что он говорил на той же конференции 1 апреля 2008 года: «На мой взгляд, опасности, что у нас слишком высокий приток капитала нет, за первые месяцы года наблюдался его отток, но по году все сбалансируется, и мы будем иметь приток».

Это ж надо так увериться в том, что нефть уже никогда не будет стоить 50 долларов, а деревья будут расти бесконечно, чтоб в разгар мирового финансового кризиса спокойно рассуждать о скором притоке спекулятивного капитала! Так что насчет «мы не растратили впустую время» — это, наверное, перебор.

Дустом, дустом!

Про инфляцию, нацпроекты, пенсионную систему и другие дежурные темы мы слышали многократно, так что подробно на них останавливаться не будем. Поговорим о других мерах, но прежде представим результаты социологического опроса ВЦИОМ, проведенного на предмет определения препятствий экономического роста в стране.

Таблица 2

Ответы предпринимателей на вопрос «Что, прежде всего, препятствует росту экономики России»? (до трех ответов), в%

Варианты ответов

Доля

Неэффективные государственное управление и экономическая политика

37

Коррумпированность власти и бизнеса

33

Эгоизм бизнеса, заинтересованного лишь в сиюминутной прибыли

31

Недружественный налоговый режим

29

Технологическое отставание от развитых стран

27

Унаследованная из прошлого чрезмерная ориентация на сырьевые отрасли

26

Низкая производительность труда наших рабочих

23

Неразвитость рыночных институтов

21

Другое

32

Источник: Пресс-выпуск ВЦИОМ от 28 февраля 2008 г. №887.

Вот так. Оказывается, развитию экономики больше всего мешают неэффективная экономическая политика государства, коррупция и жажда сиюминутной олигархической наживы, обусловленная макроэкономической нестабильностью. Налогообложение идет лишь на четвертом месте, сырьевая ориентация — на шестом, неразвитость рыночных институтов — на восьмом. Теперь посмотрим, что предлагает председатель правительства России, председатель партии «Единая Россия» В.В.Путин.

«Наша главная, безусловная цель, — говорит он про первую задачу партии власти, — это улучшение жизни людей». Для достижения этой цели премьер с будущего года планирует начать реализацию мер, направленных на «пропаганду в обществе ценностей здорового образа жизни». Кроме этого, будет продолжена работа (начатая еще в далеком 2001 году) по реформированию системы обязательного медицинского страхования и финансовому обеспечению государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, «получат развитие программы диспансеризации, лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний». В сфере образования будет уделено особое внимание созданию сети национальных исследовательских университетов, внедрению на всех уровнях нормативно-подушевого принципа финансирования.

Вам не кажется, что все это мы уже слышали? Но — ближе к экономике.

Вторая задача — «нужно вплотную заняться эффективностью экономики, улучшением ее инфраструктуры... Нам необходимо избавиться от неоправданных издержек... И конечно, надо сохранить высокий уровень деловой активности, поддержать его за счет системных решений — как инфраструктурных, так и институциональных... Нам потребуется корректировка налоговой политики».

Здесь, как говорится, поподробнее. Причем тут издержки, сохранение высокого (по сравнению с нулевым) уровня деловой активности и корректировка налоговой политики, если опросы показывают, что больше всего предпринимателям мешают неэффективное госуправление, коррупция и бизнес-рвачество? Причем, ладно бы высокое налогообложение только у ВЦИОМ заняло четвертое место, а у других котировалось выше, так нет же — у «Левада-центр» вообще восьмое, после все тех же коррупции, грабительской политики крупного российского бизнеса, неправильной экономической политики, а также вывоза капиталов в оффшоры, воровства менеджеров и изношенности основных фондов.

Из всех налоговых предложений не вызывает сомнений только одно — снижение ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН) с 15% до 5%. Правда, доходы региональных бюджетов от «упрощенки» нужно искать с лупой. Уменьшение же на 4 процентных пункта ставки налога на прибыль в нынешних условиях выглядит как издевательство. Какая такая прибыль в 2009 году, если основные плательщики этого налога, крупные сырьевые и перерабатывающие корпорации, в будущем году плотно увязнут в убытках? Не от хорошей же жизни сокращают они производственные программы, уменьшают реализацию продукции и увольняют персонал.

Наконец, увеличение в два раза суммы имущественного налогового вычета при приобретении жилья, введенное задним числом с начала этого года, является не более чем утешительным призом для тех, кто ухитрился купить или построить недвижимость на пике ценового пузыря. Возникает другой вопрос: как известно ст.220 НК РФ предусматривает предоставление имущественного налогового вычета только раз в жизни. Представим ситуацию, когда вы купили небольшую однокомнатную квартирку (получив пресловутый вычет), потом поженились, у вас появился ребенок, и перед вами встала необходимость улучшить жилищные условия. Сегодня цена на «двушку-трешку» как минимум в три раза выше, чем несколько лет назад. Вам бы еще один вычет, чтобы хоть как-то облегчить приобретение жилья, ан нет — не положено. Так почему нельзя ввести срочность предоставления вычета, например, раз в три года или пять лет? Но, видимо, в правительстве решили, что для достижения пиар-эффекта и этого достаточно.

Кстати, о жаргонных словечках. Как вы думаете, для чего «важно освободить бизнес от административных барьеров»? Для того, чтобы «дать предпринимателю возможность нормально работать самому и создать рабочие места для других. А не дергать и не «прессовать» проверками».

Третья задача, из тех, что прозвучали на съезде — это агрессивное («в хорошем смысле этого слова»), использование инструментов продвижения и отстаивания наших (опять наших) экономических интересов.

«Мы намерены стимулировать отечественных экспортеров промышленной продукции. Превратить систему поддержки экспорта в еще один эффективный институт развития». Экономический мир выдохнул — неужели, правда, стали думать о действительно полезных мерах? Но премьер приказал расслабиться: «Можно подумать и о вхождении в активы зарубежных высокотехнологичных компаний — с целью развития взаимовыгодной кооперации и экономически обоснованного переноса части производства на территорию России». По форме — правильно, по содержанию — пурга: сначала прикупим зарубежные активы, а потом будем думать о переносе части производства на российскую территорию. Если издержки в России окажутся ниже, чем, например, в Индии или Китае.

Аки рабы на галерах

Работать, работать и еще раз работать!

«Будем откровенны — в эпоху благоприятной экономической конъюнктуры, высоких цен на нефть, другие наши традиционные экспортные товары некоторые наши коллеги слишком расслабились. Есть такие и среди чиновников, и в бизнес-среде, и в рядах политических партий — не только в «Единой России».

Про чиновников понятно, они по жизни в расслабухе. Нельзя ли поконкретнее, кто из бизнес-среды слишком расслабился? А из политических партий? Абрамович и Зюганов? Дерипаска и Миронов? Усманов и Кабаева?

Последняя часть выступления премьера походила больше на ритуальные заклинания, нежели на речь премьер-министра и лидера правящей партии.

«Мы сделаем все, что от нас зависит, для того, чтобы проблемы прошлых лет, коллапс прошлых лет в нашей стране больше не повторились.

Мы сделаем все, что от нас зависит, для того, чтобы защитить вклады наших граждан в банках, обеспечить законные интересы тех, кто вложил свои собственные деньги в строительство жилья, чтобы больше не было экономических шоков 1991 и 1998 годов.

Мы будем аккуратно вести денежную политику, поддерживать предсказуемый курс национальной валюты и последовательно бороться с инфляцией. Обеспечивать выполнение социальных обязательств».

Даа, стратегический скачок затягивается.

Никита Кричевский