Российские кино и ТВ впадают в кому

На модерации Отложенный

Ещё пару месяцев назад о российском кино и телевидении говорили как о самых динамично развивающихся отраслях в стране. Фильмы штамповали сотнями в год, сериалы - вообще чуть ли не тысячами, а от всевозможных ТВ-шоу у зрителя голова шла кругом. Но вот грянул экономический кризис и ударил под дых всей массовой «развлекухе».

«Кина» не будет! Деньги кончились...

Как сообщили «АиФ» компетентные источники, в настоящий момент заморожено уже более двухсот (!) кинопроектов, включая сериалы. Режиссёры, продюсеры, актёры пребывают в глубоком шоке. Многие из них фактически остались без работы. Актёры, которые всё же задействованы в съёмках, сейчас, говорят, предпочитают забирать свои гонорары в конце каждого съёмочного дня, а не по окончании всего периода, как это было раньше.

По мнению известного кинопродюсера Сергея Сельянова, число замороженных фильмов могло быть гораздо больше, если бы кризис грянул летом. «Особенность российского кинопроизводства в том, что с октября по февраль полнометражных картин всегда снимается немного, - говорит Сельянов. - Так что судьба нашего кино окончательно станет ясна только к марту. Вариантов развития ситуации может быть только два. Первый: кинопроизводство сократится во много раз, и зритель останется без отечественных фильмов. Второй и наиболее вероятный: в разы снизятся затраты на производство, в том числе станут адекватными рынку гонорары звёзд. Думаю, стоимость съёмочного дня артистов высокой ценовой категории упадёт процентов на 70, средней категории - на 50%, а те, кто и сегодня получает немного, «подешевеют» процентов на 30». Если, к примеру, такие артисты, как Евгений Миронов или Константин Хабенский, получали, по слухам, за день съёмок до 10 тыс. долл., то в скором времени их цена упадёт до 3000 «зелёных».

Другой известный кино- и телепродюсер - Александр Роднянский с коллегой согласен : «За последние несколько лет на кинорынке развелось множество полупрофессиональных организаций, которые способствовали безумному росту цен и депрофессионализации всей отрасли. Нездоровые запросы творческих и технических людей в последнее время превышали расценки европейского кинорынка, включая самый дорогой - немецкий».

ТВ-шоу сыграли в ящик

В настоящий момент телеканалы предпочитают пока не озвучивать информацию о том, сколько проектов им пришлось заморозить.

Но в приватных беседах телевизионщики с грустью признаются: остановлены практически все новые шоу и сериалы. «Если кино ещё может рассчитывать на господдержку (из бюджета на один кинопроект до сих пор выделялось до 1 млн. долл. - Прим. ред.), то телевидению остаётся надеяться только на себя, - считает Роднянский. - Единственный источник финансирования ТВ-отрасли - реклама, а рекламный рынок, как все мы знаем, переживает сегодня далеко не лучшие времена».

В совокупности на закупку новых программ и фильмов отечественные телеканалы тратили порядка 1,5 млрд. долл. в год (при том, что совокупный доход всех каналов от рекламы составлял 5 млрд. долл. в год). Сейчас траты придётся существенно подсократить.

По оценкам некоторых экспертов, в информационно-развлекательном секторе относительно комфортно пока себя чувствуют интернет-порталы, радиостанции и книгоиздатели, хотя у последних ситуация сложилась довольно парадоксальная. «Пока народ покупает книги в том же объёме, что и раньше, - сказал «АиФ» совладелец книжного здательства «Вагриус» Глеб УСПЕНСКИЙ. - Однако цены на книги растут каждую неделю, и, по нашим прогнозам, уже к концу декабря среднерозничная цена книги достигнет уровня американской розницы - 29 долларов. Понятно, что, поднявшись до этой точки, мы неизбежно потеряем в продажах. Но как-то повлиять на ситуацию мы не в силах. Несмотря на кризис, цены на бумагу неуклонно растут».

Каков же итог? Чего ждать всем нам - вольным или невольным потребителям масскульта? С книгами понятно - подорожают, но за чтивом можно и в библиотеку пойти. Что касается ТВ, то зритель в ближайшее время сильных изменений не ощутит. Практически у каждого телеканала в загашнике имеется достаточно премьерных программ и фильмов. Экономно расходуя их запасы, какое-то время можно сохранять хорошую мину при плохой игре. Ну а потом уж будем в 158-й раз смотреть «Мою прекрасную няню» и в 234-й раз - «Улицы разбитых фонарей»...

А вот кинозритель от мировых финансовых потрясений должен только выиграть. «Кризис в теории должен позволить нашему кинематографу оздоровиться, - считает тот же Роднянский. - Непрофессионалы вынуждены будут уйти с рынка, на экранах станет меньше всякой киноерунды и больше качественной продукции». Так что с кризисом или без него - не соскучимся...

 Сергей Грачёв