Запад признал в Грузии агрессора, но продолжает ей помогать
На модерации
Отложенный
В последние дни заметно изменилось отношение стран Запада к августовской войне между Грузией и Россией, что разразилась в моей родной Южной Осетии. New York Times, BBC и Human Rights Watch сообщили о существовании массы подтверждений тому, что обученные американскими инструкторами и вооруженные американским оружием грузинские войска нападали на невинных граждан, применяя кассетные бомбы и прочие запрещенные виды вооружений. Госдепартамент США, ранее всецело выступавший на стороне Грузии, теперь признает, что решение о начале боевых действий Грузией было ошибочным, а министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд (David Miliband) осудил правительство Грузии за 'безрассудную' атаку. Официальные представители Организации безопасности и сотрудничества в Европе не оставили камня на камня от абсурдных заявлений, что Грузия якобы вела оборонительную войну.
Однако Los Angeles Times, опубликовавшая уже множество материалов, посвященных августовскому конфликту, ограничилась тем, что вкратце признала факт больших страданий, испытанных населением Южной Осетии в период вскоре после войны, а о последних важнейших событиях ничего не сообщила. Наша газета не одинока в своем нежелании замечать злодеяния грузинского правительства. В октябре страны Запада приняли решение вознаградить Грузию за жестокость, выделив ей помощь в размере 4,5 миллиардов долларов (но эти деньги не достанутся жителям Южной Осетии, а ведь разрушены именно их дома и школы). Американские налогоплательщики, кстати, скоро должны будут перечислить еще миллиард долларов в пользу правительства, обвиняемого в военных преступлениях, - и это на фоне того, что будущий президент США поклялся восстановить репутацию его страны как величайшего защитника прав человека и демократии.
Пиар-кампания, проведенная Грузией, завершилась успехом: на время конфликта удалось заткнуть рот югоосетинской стороне. Но теперь война закончилась, и LAT вместе с прочими средствами массовой информации должны признать несколько простых фактов, касающихся этого ужасного конфликта.
7 августа, по прошествии периода продолжительностью в несколько недель, отмеченного ростом напряженности и вспышками насилия в приграничных районах, президент Грузии Михаил Саакашвили выступил по телевидению с речью, в которой заверил жителей Южной Осетии, что произведет 'одностороннее и немедленное прекращение огня'. Мы, жители Южной Осетии, легли спать с надеждой, так как Саакашвили только что сказал: у грузин 'нет желания отвечать на насилие еще большим насилием'.
Спустя несколько часов после этого телеобращения грузинская армия начала яростное нападение на нашу столицу Цхинвал. Мы с мужем и восьмидесятишестилетней тещей спрятались у меня дома, и он буквально трясся от взрывов. Когда выпадала передышка, я звонила друзьям. Они рассказывали жуткие вещи. Родственников моего коллеги убило танками. Алан, мой стоматолог, молодой парень, попал под ракетный обстрел прямо возле дома, и его разорвало на куски.
Прошло три дня, и я наконец-то осмелилась выйти из дома - только после того, как российские войска вынудили грузинскую армию отступить. Свой родной город я увидела лежащим в руинах.
Сегодня в Цхинвале мои друзья и соседи начинают жизнь заново. У кого есть дом, чинят стены, у кого магазин - набирают товар, учителя обустраивают временные классные комнаты.
Но доверие так просто не восстановить. Саакашвили одним циничным движением швырнул зажженную спичку в тлеющий костер межэтнической вражды, недоверия и непонимания.
Жители Южной Осетии всю жизнь прожили бок о бок с грузинами, объединялись с ними узами дружбы, браков, географии, традиций и обычаев. А теперь мы уверились: если бы русские не спасли нас, мы были бы уничтожены.
Миротворческая деятельность - моя профессия. Более десяти лет я организовываю встречи грузин с осетинами: дети, матери, учителя, даже солдаты - и вместе мы говорим об общих ценностях, что объединяли нас, и о том непонимании и той ненависти, что развела нас в стороны. Ребенок за ребенком, взрослый за взрослым, деревня за деревней - мы понемногу размягчали давнюю и сложную напряженность, сложившуюся в Южной Осетии, в этой стране разных народов и разных самосознаний.
И теперь даже я не уверена, что мирное сосуществование наших народов возможно.
Мы, миротворцы, никогда не винили грузинский народ в действиях их правительства. Я не чувствую никакой ненависти по отношению к грузинам. Как и мы сами, они пали жертвой Саакашвили, этого так называемого демократа, который подавлял свободу СМИ и скрывал от своего народа правду о событиях той кошмарной ночи.
Я все еще верю в потенциал открытого диалога и продолжаю стараться установить контакт с моими друзьями-грузинами. В октябре я встречалась с активистами миротворческого движения в Стамбуле. Темой встречи стала судьба женщин, оказавшихся в зоне конфликта. А недавно я ездила в Баку, где встретилась с грузинскими женщинами, чья жизнь перевернулась после той пятидневной войны буквально с ног на голову.
Итак, если мир решительно намерен положить конец конфликту в Южной Осетии и разрешить территориальный вопрос на Кавказе, нужно сделать следующее:
* США должны поддержать Евросоюз в его намерении расследовать события войны и провести слушания с целью определить, имело ли место нарушение норм международного права;
* конгресс США должен провести специальные слушания о том, что Грузия применяла для нападения американское оружие и опыт, переданный американскими инструкторами. Сенатор Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) предложила законопроект S-3567, согласно которому будет проведено расследование причин войны, а также будут даны рекомендации касательно политики США в отношении России, Грузии и прочих стран региона;
* мы должны прислушаться к тому, что говорят жители Южной Осетии, пережившие пятилетнюю войну и ее последствия;
* страны, выделявшие миллиарды долларов для помощи искалеченному войной региону, должны убедиться, что эти деньги действительно пойдут на благо народа Южной Осетии, в наибольшей степени пострадавшего из-за войны;
* всякая дополнительная помощь грузинскому правительству должна выделяться на том условии, что Саакашвили подпишет документ, обязывающий его отказаться от каких-либо насильственных действий в отношении Южной Осетии;
* страны, предоставляющие помощь Грузии, должны потребовать, чтобы выделяемые ими средства не направлялись на дальнейшую милитаризацию грузинского режима.
Благодаря многолетнему опыту я знаю, что подлинное примирение может случиться лишь тогда, когда присутствуют два ключевых фактора: доверие и правда. Саакашвили лгал и отказывался прекратить насилие против моего народа, чем обеспечил полное отсутствие и доверия, и правды. До тех пор, пока весь мир не услышит нашу версию событий и не признает того, что на самом деле произошло 7 августа, никакого 'правосудия' не будет.
Лира Цховребова
Комментарии