Убийцы Политковской в суде не найдены
На модерации
Отложенный
Дело об убийстве Анны Политковской начал рассматривать Московский окружной военный суд (МОВС). Пока — в открытом режиме. Впрочем, судья предупредил, что процесс может быть закрыт в любой момент. И предлог для этого будет вполне благовидный. Кроме того, примечательно, что результатами расследования недовольна защита и потерпевшей стороны, и подсудимых.
Первое, что потребовало на процессе гособвинение, — закрыть слушания из-за наличия в семи томах дела секретных документов. Но защита как подсудимых, так и потерпевших, сына и дочери Политковской, единодушно заявила: закон позволяет проводить слушания открыто и закрывать только те заседания, в которых эти документы будут оглашаться. А у одного из подсудимых, бывшего сотрудника ФСБ Павла Рягузова, утверждение о секретных документах вызвало лишь усмешку. По его словам, во всех 49 томах дела он ни одной такой бумажки не увидел.
Причину, почему дело нужно рассматривать открыто, изложил адвокат одного из подсудимых Мурат Мусаев:
— Мы хотим, чтобы весь мир знал о том, что будет происходить в зале суда и что целый год происходило на предварительном следствии. Что это дело передано в суд с одной целью — отчитаться о расследовании.
— Обвинительное заключение не внесло ясности, — поддержала его адвокат Ильи и Веры Политковских Карина Москаленко. — Главные лица не найдены, и нет оснований полагать, что дело расследовано: исполнитель скрылся, а заказчик не установлен. На скамье подсудимых сидят совсем не те люди (Сергей Хаджикурбанов, братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, Павел Рягузов. — Ред.), кого хотелось бы видеть.
По мнению Москаленко, в расследовании были существенные недостатки. Во-первых, информация, исходившая в СМИ от правоохранительных органов, позволила заказчику и исполнителю и другим ключевым участникам преступления скрыться. Во-вторых, следствие отмело, даже не рассматривая, версию о возможной причастности к убийству Рамзана Кадырова.
— В материалах дела есть свидетельства, что Политковской были угрозы с его стороны и что он говорил, что знает заказчика, — пояснила Москаленко.
Кроме того, Политковская была убита в день рождения ВВП, но следствие даже не удосужилось отработать версии, кому могло быть выгодно такое совпадение. Также следствие не установило, по какой причине двое, “мужчина в белом свитере и женщина”, следили за Политковской. Кто эти люди и кто установил наружное наблюдение?
Выслушав всех, судья Евгений Зубов согласился, что слушания можно проводить в открытом режиме. Но заметил, что из-за возможностей зала четырем запасным членам коллегии присяжных придется находиться во время процесса среди слушателей, а это не исключает того, что к ним журналисты начнут обращаться с вопросами, что будет расценено как давление на присяжных. (Коллегию будут отбирать сегодня, во вторник.)
— Если я узнаю хоть об одном таком случае, слушания закрою сразу же, — предупредил судья.
Кроме того, был принят гражданский иск Веры и Ильи Политковских, в котором они просят возместить им моральный ущерб в связи с потерей матери. Исходя из судебной практики, была названа сумма в 10 миллионов рублей.
Лина Панченко
Комментарии