У новой правой партии нет перспектив в России
На модерации
Отложенный
Пока я не вижу особых перспектив у новой либеральной партии, как бы она не развивалась. Я пока не вижу для этой партии парламентских перспектив, если они пойдут на выборы без дополнительной административной помощи. Тому есть несколько причин.
Первая – либеральная идея в её российском исполнении слишком сильно дискредитировала себя за весь предшествующий политический период. Безусловно, определённое административное давление на них в своё время было. Но если бы даже его и не было, едва ли они получили бы намного большие проценты и создали значимую фракцию в Государственной Думе, если вообще создали бы. Число их избирателей постоянно уменьшалось, и в этом, помимо привнесённых субъективных обстоятельств, есть объективная тенденция. Существуют совершенно различные прогнозы социально-политических последствий финансового кризиса. О том, как кризис повлияет на популярность идеи либеральной экономики, можно предполагать всё что угодно. Но у меня пока сохраняется ощущение, что электорат либеральных партий не растёт точно. Даже если тенденция к его понижению и остановилась на какой-то низшей точке, обратной тенденции к повышению, даже потенциальной, я пока не вижу.
Вторая причина. Им всё-таки нужно как-то разобраться со своими лидерами. Это скрытое лидерство, когда вроде бы Чубайс у них главный, но на поверхности пребывают какие-то другие люди – это всё очень невнятно, не либерально и не демократично. Нужно определиться: либо вы и ваши основные деятели, считающиеся либералами и имеющими определённый авторитет, играете в открытую, либо у вас теневое руководство, а на формальные лидерские позиции выводятся невнятные фигуры. По тому, что я читал у авторов либерального лагеря, пока я вижу единственного человека, честно анализирующего всё случившееся с СПС – это Константин Ремчуков.
У меня нет поводов для особых личных симпатий к этому человеку в силу определённых обстоятельств, но только он честно всё описал – что и почему произошло, и что нужно делать, чтобы впредь ничего подобного не происходило. Но среди организаторов и главных фигур новой партии я как раз Ремчукова не вижу. Может быть, там есть другие такие же люди, но что-то на поверхность они не всплывают. Всплывают же довольно случайные и в общем-то вторичные фигуры. Нет лидера, а Чубайс таковым становиться не хочет.
Включение в политсовет или что-то в этом духе такого замечательного литературоведа как Мариэтта Омаровна Чудакова, которая неоднократно входила во всякие советы всех этих партий, человека хорошего, но совсем другой эпохи и в общем-то не политического вождя – одно из доказательств того, о чём я говорил.
И третий, крайне важный пункт. Всё-таки наши правые, наши либералы должны решить для себя один вопрос. Вопрос очень важный и для избирателей, для многих думающих людей. Они всё-таки за Россию или против России? По большинству их речей, несмотря на некоторую псевдопатриотическую демагогию, возникает ощущение, что они в России не любят всё – от начала до конца. Это не моё ощущение – это ощущение избирателя. Пока они не определятся с проблемой патриотизма и своей принадлежности именно к русской цивилизации, они никаких значимых результатов на выборах получать не будут.
Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс"
Комментарии