От кризиса пострадают даже небольшие предприятия
На модерации
Отложенный
В среду малый бизнес представит первому вице-премьеру Игорю Шувалову предложения, направленные на поддержку небольших предприятий. «Малыши» сетуют, что они страдают от последствий мирового финансового кризиса ничуть не меньше банков и корпораций, но господдержка пока адресована лишь крупным игрокам. Малые же предприятия оказываются «крайними» не только у государства, но и компаний-партнеров, которые не спешат с ними расплатиться за уже сделанную работу.
Чтобы остаться на плаву, малый бизнес просит ввести беспроцентную отсрочку платежей по налогам на прибыль и НДС за 2008 год сроком на год и ввести нулевую ставку по налогу на прибыль на 2009 год. Без этого «черная полоса» может затянуться.
До того, как страну «догнал» мировой финансовый кризис, за счет кредитов жили и развивались около 2/3 малых предприятий. «Сейчас у банков практически не остается средств для кредитования малого бизнеса. Поэтому банки ужесточают требования к заемщикам, повышают суммы залога, увеличивают кредитные ставки, – рассказала «НИ» руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства Дина Крылова. – Фактически это закрывает доступ к кредитным средствам для очень многих предпринимателей. Надо обеспечить целевое кредитование малого бизнеса. Четко следить, чтобы поступающие в банки госсредства шли именно на кредитные программы, а не на решение внутренних проблем банков».
По словам советника мэра Москвы, председателя Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству Александра Иоффе, сейчас ставка кредитования малого бизнеса даже в 20% годовых считается не самой плохой. В некоторых банках проценты уже намного выше. Но помимо высоких ставок, банки начинают доставлять предприятиям новые неприятности. «В последнее время многие рестораны отказываются принимать пластиковые карты клиентов. Причина в медленном перечислении платежей – банки задерживают транзакции. Это достаточно серьезная проблема, особенно для небольших компаний», – рассказал «НИ» специалист.
Не меньшую угрозу, по мнению эксперта, таит заморозка инвестиционных проектов. «Большое количество малых и средних инвестпроектов было отложено. Все это очень печально. Например, девелоперская компания взяла кредит, купила землю в Подмосковье под строительство коттеджного поселка, закупила материалы. Потребовался новый кредит на осуществление самого строительства, но его никто не дает. При этом ранее взятые кредиты нужно отдавать, но денег нет – дома не построены и не проданы. Это прямой путь к банкротству», – сказал г-н Иоффе.
Бизнесмены также беспокоятся, что может подорожать аренда помещений. Причем не коммерческих, а муниципальных. «Мы видим, что началось некоторое снижение арендных ставок у коммерческих структур. Однако ставки по муниципальному имуществу зачастую определяются не рыночными факторами, а потребностями соответствующих бюджетов, поэтому желательно принять специальные решения, чтобы обеспечить адекватность рынку размеров ставок в этом секторе аренды», – сказала Дина Крылова.
По сведениям «НИ», бизнес послезавтра будет просить Игоря Шувалова сократить не менее чем на 50% ставки аренды на государственное и муниципальное имущество для малого бизнеса.
В Москве проблему аренды помещений пытаются решить давно. Сейчас в столице действует комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2007–2009 годы. Программа предусматривает, что в 2008 году должно быть введено в строй 340 тыс. кв. м помещений, и это должно сбить средние арендные ставки. Однако эти цифры пока остаются цифрами. «С новыми помещениями пока все сложно. Лишь по нескольким небольшим объектам начались конкурсы на софинансирование строительства представителями бизнеса. Сам процесс постройки этих объектов начнется в конце 2008 – начале 2009 года. До основной же массы предполагаемых объектов недвижимости дело дойдет еще позже», – сообщил Александр Иоффе.
В трудные времена малый бизнес получил новый неожиданный и от этого еще более болезненный удар от компаний-партнеров. Растет волна неплатежей за сделанную работу и оказанные услуги. «Финансовый кризис в меньшей степени затронет те компании, которые работают на потребительский рынок.
Конечный потребитель платит всегда, а контрагент (одна из сторон договора) – только при наличии возможностей или желания. Но сфера B2B (мелкие и средние компании, обслуживающие бизнес. – «НИ») пострадает более серьезно. Мы наблюдаем вал неплатежей контрагентов. Это часто связано с большими проблемами в получении новых кредитов. Однако и ряд крупных компаний, в том числе государственные предприятия и естественные монополии, не платят своим поставщикам, субподрядчикам. При этом малому бизнесу очень трудно «выбить» деньги. Тяжело судиться с крупными компаниями», – рассказала г-жа Крылова.
Факты задержек платежей крупными компаниями подтверждают и сами малые предприятия. Как рассказал «НИ» партнер одной из московских фирм, оказывающей услуги промышленного альпинизма, фирма заключила контракт с одной из крупнейших в России девелоперских компаний. Но из-за финансовых трудностей ее рыночная капитализация упала более чем в пять раз. Падающий «колосс» тянет за собой и бизнес-партнеров. Девелоперы задолжали «альпинистам» деньги за три месяца монтажных работ.
Научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев отметил, что задержки по оплате зачастую происходят отнюдь не из-за фактической нехватки средств. «Компании начали переосмысление своей финансовой политики. В последние годы их издержки были крайне высоки. Средства использовались неэкономно, в том числе и на оплату товаров и услуг. Сейчас они понимают, что кредиты становятся все менее доступными, поэтому придерживают деньги. Отсюда неплатежи», – поведал «НИ» г-н Иноземцев.
Впрочем, некоторые компании начали явно злоупотреблять положением. Особенно это касается торговли. «Розничные сети во многом являются монополистами на рынке. Поэтому могут себе позволить жестко обращаться с производителями и поставщиками, задерживать оплату товаров. Хотя прибыль сетей исчисляется многими десятками процентов», – сказал г-н Иноземцев. По его словам, угрозу для мелких производителей представляют не только неплатежи, но и усиливающееся давление импорта. Начинается распродажа импортных товаров, поступивших по ранее заключенным контрактам. В результате этого падает конкурентоспособность отечественной продукции.
Государство в конце октября обещало не бросать малый бизнес на произвол судьбы и помочь ему деньгами. Если в этом году оно выделило на эти цели 3,4 млрд. руб., то в следующем намерено дать уже 50 млрд. Предприниматели этих денег ждут, но опасаются, что и такая сумма проблем не решит. Потому что главное – не сколько дадут, а сколько возьмут. Бизнес просит для малых предприятий, работающих по общей системе налогообложения, ввести беспроцентную отсрочку платежей по налогам на прибыль и НДС за 2008 год сроком на 1 год. Также предлагается ввести нулевую ставку по налогу на прибыль на 2009 год. Схожих послаблений, по мнению делового сообщества, достойны и предприятия, находящиеся на специальных налоговых режимах.
Обо всем этом должна пойти речь на встрече с Игорем Шуваловым 12 ноября. «Из-за кризиса у предприятий будут естественные убытки. К концу года станет ясно, насколько они велики. Но уже сейчас понятно, что у многих может просто не оказаться свободных средств для уплаты НДС. Поэтому организации должны иметь возможность реструктурировать задолженность, рассрочить налоговые выплаты», – пояснила необходимость подобных шагов Дина Крылова. Бизнес также
намерен предложить правительству ввести мораторий на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года и на планы по сбору налогов. «Убыточность компании является для налоговых органов критерием при решении о проведении проверки. В кризисный период такая проверка – большой стресс для испытывающих трудности компаний, а убытки – это не попытка уйти от налогов, а предсказуемые последствия», – сказала специалист. Александр Иоффе также считает снижение налоговой нагрузки первоочередной мерой спасения малого бизнеса. «Нужно снизить налоговое бремя на весь малый бизнес. НДС нужно вообще отменить – это самый коррупционный налог, который ведет к постоянной накрутке цен. Также необходим возврат предприятиям налога с продаж», – сказал эксперт.
Комментарии