Развал российского военно-морского флота очевиден

На модерации Отложенный

К сожалению, развал русского флота очевиден и в столкновении с несколькими катерами.

Вечером 10 августа у берегов Абхазии произошел морской бой между отрядом (никак не эскадрой) Черноморского флота РФ и четырьмя катерами ВМС Грузии. И хотя победу в нем одержали наши моряки, итоги этого столкновения заставляют с тоской чесать в затылке. 

Боеспособнось ЧФ недопустимо снизилась. 

Как повезло, что это были грузины!

Итак, вечером 10-го августа к Сухуми направлялась весьма разношерстная группировка «дежурных сил» ЧФ. А именно: большие десантные корабли «Цезарь Куников» и «Саратов» с морпехами на борту (не предназначенные для морского боя), которые прикрывались малым ракетным кораблем (МРК) «Мираж» и малым противолодочным кораблем «Муромец». Собственно говоря, вести бой могли только последние два. Поскольку подлодок у грузин нет, «Муромец» выступал в роли подручного сторожевика. Навстречу им из Поти шли пять грузинских катеров. 

В этот момент слабенький отряд ЧФ был настоящей мишенью, каковую пять настоящих ракетных катеров при поддержке вертолетов (как в ВМС Турции или Израиля) могли разодрать в клочья, уничтожив попутно и две роты морских пехотинцев. А уж если бы у врага еще и авиация в дело пошла. Но и в случае с Грузией наши ребята страшно рисковали. 

Досье:
МПК «Муромец»:
Водоизмещение: 1070 т.
Размеры: длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла. 
Силовая установка: 1 газовая турбина М-8М - 18000 л.с. + 2 дизеля М-507А - 38000 л.с.
Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах.
Вооружение: 1х1 76-мм артустановка АК-176 (боекомплект 550 снарядов), 1х6 30-мм артустановка АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 1х2 ЗРК «Оса-МА» (20 ракет), 2х2 533-мм торпедных аппарата, 1х12 реактивный бомбомет РБУ-6000, 12 глубинных бомб или 18 мин.
Экипаж: 89 чел.
Собственно говоря, настоящей атаке настоящих ракетных катеров «Муромец» мог противопоставить только используемые «не по назначению» ракеты ЗРК «Оса». Они, слава Богу, могут работать и по надводным целям. Бортовая артиллерия этого корабля слишком недальнобойна, да и опыт стрельб на ЧФ (где мне довелось бывать) показывает: подготовка артиллеристов, увы, у нас не на высоте. Да и может ли быть быть иначе? Стрельбы - редкие, офицеры - нищие. Хвала Аллаху, что в бою не пришлось иметь дело еще и с воздушным противником! 

Самым серьезным кораблем отряда выступил МРК «Мираж», каковой, собственно, и вынес на себе основную тяжесть боя. 

Досье:
Малый ракетный корабль «Мираж» (проекта 1234.1) был зачислен в списки кораблей ВМФ 11.04.1983 г. и 30.08.1983 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ (заводской № 77). Спущен на воду 19.08.1986 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1986 г. и 24.02.1987 г. был включен в состав Черноморского флота. 
Малый ракетный корабль «Мираж» проекта 12341 в настоящий момент находится в составе 166-го Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров. Базируется в Севастополе. 
Водоизмещение: 730 т.
Размеры: длина - 59,3 м, ширина - 11,8 м, осадка - 3,08 м.
Скорость хода максимальная: 34 узла.
Дальность плавания: 3500 миль при 18 узлах.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля М-507, 30000 л.с., 3 винта.
Вооружение: 6 пусковых установок ПКР «Малахит» (6 ракет П-120), 1 76-мм артустановка АК-176, 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)
Экипаж: 60 чел.

Все данные - с сайта http://flot.sevastopol.info

Надо сказать, отправлять один «Мираж» было очень рискованным делом. Дело в том, что его главное оружие - ПКР «Малахит» - не производится серийно с 1992 г. Оренбургское ПО «Стрела» переориентировано на иную продукцию. То есть, огонь приходится вести ракетами еще советского производства с давно прошедшими сроками годности. На учениях осенью 2001 года, где автору сих строк довелось побывать, при стрельбе по учебной цели (стоящей на якоре несамоходной посудине) и у «Миража», и у его «систершипа» МРК «Штиль» ракеты не вышли: из-за неисправностей. Ведь стрелять тогда приходилось «малахитами» 1983-1985 гг. изготовления. То есть, в бою 10 августа главное оружие «Миража» могло попросту отказать из-за старости - и весь отряд был бы поражен вражескими «крылатками». Впрочем, в реальном бою оба выпущенных «Миражом» «малахита» действительно промазали - и бить пришлось ракетами зенитного комплекса «Оса». Спасибо Перуну, получилось. 

Но лично у меня рождается вопрос: а нельзя ли было прикрыть два десантных корабля понадежнее? Ведь в 41-й бригаде ракетных катеров есть и два сравнительно новых, сверхскоростных скега-катамарана проекта 1239 - «Бора» (1984 г.) и «Самум» (1991-й), вооруженных гораздо более совершенными ракетами - сверхзвуковыми КР «Москит». Да и скорость у них в бою - до 55 узлов. Хотя бы один скег нужно было вывести в море! Но их оставили в Севастополе. 

Остались в нем и другие корабли, вооруженные «москитами». Например, ракетные катера Р-334 и Р-239. Или тот же однотипный с «Миражом» ИРК «Штиль». Хотя, подозреваю, он в плохом состоянии: на учениях 2001 года у него выходило из строя рулевое управление. 

Досье:
Ракетный катер Р-239 (проект 12411М), 1992 г. 
Водоизмещение: 493 т.
Размеры: длина - 56,1 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,36 м.
Скорость хода максимальная: 38 узлов.
Дальность плавания: 1600 миль при 20 узлах.
Силовая установка: смешанная, 2 дизеля, 8000 л.с. + 2 турбины крейсерского хода, 24000 л.с., 2 винта.
Вооружение: 4 пусковых установки ПКР «Москит» (4 ракеты 3М-80), 1 76,2-мм артустановка АК-176, 2x6 30-мм артустановки АК-630, 1 ПУ ЗРК «Игла».
Экипаж: 41 чел.

Получается, что командование отправило к берегам Абхазии весьма слабо защищенные десантные корабли с пятьюстами морскими пехотинцами на борту. И нам крупно повезло, что противник оказался еще хуже. Грамотная атака пяти настоящих ракетных катеров на отряд ЧФ могла иметь катастрофические последствия. В возможной войне со странами НАТО на такое везение рассчитывать нельзя... 

Вечерний бой

А теперь попробуем понять ход событий в бою. Итак, по официальной версии радары русского морского отряда 10 августа увидели пять грузинских целей в 18 часов 39 минут. Они шли боевым строем (видимо - строем фронта). И вот тут случается странное. Первым огонь открывает десантный корабль «Цезарь Куников», выпуская неуправляемые ракеты из установки А-215 - морского варианта старого «Града». То есть, огонь открывается из оружия, предназначенного для огня по площадным и береговым целям! То есть - в белый свет, как в копеечку. В этот момент грузинские катера и отряд ЧФ разделяют всего 38 километров. В этот момент настоящий противник бы мог дать залп как минимум десятью противокорабельными ракетами. 

Естественно, неуправляемые ракеты А-215 ни в кого не попали. Зато грузины увеличили ход, стремясь побыстрее войти в «мертвую зону» для русских ПКР (минимальная дальность применения «Малахита» - 15 км). И тут один из кораблей (видимо, «Мираж») выпускает по противнику ракету - но не «Малахит», а снаряд ЗРК «Оса». И только в 19 ч 41 минуту «Мираж» начинает стрельбу собственно двумя «малахитами». Оба промахиваются - видимо, вышел срок хранения у радарно-инерциальных головок самонаведения. 

Стоп!

Разберемся. Собственно говоря, стрельба велась с короткой дистанции, которая для «малахитов» близка к предельной по близости цели. То есть, почти в упор палили. Тогда как предельная дальность боя П-120 - 110 километров. Стало быть, грузинские цели были замечены на слишком близком расстоянии? Сказалось то, что русские корабли не имели ни воздушного, ни космического целеуказания (разведки). Нет у наших и бортовых беспилотных разведчиков. Еще одно обстоятельство: в этот момент судьба «Миража» тоже висела на волоске. Ведь выпущенные «малахиты» нужно вести к цели, выдерживая корабль на боевом курсе, подсвечивая мишень своим радаром. Это вам не ПКР «Москит», каковой выпустил - и можешь отворачивать. Во всяком случае, мне об этом рассказывали офицеры 41-й бригады. То есть, в этот момент «Мираж» был очень уязвим - как бомбардировщик Второй мировой, идущий на боевом курсе как по линеечке.

Н-да, все же хорошо, что воевали всего лишь с грузинами... Если бы это были американцы - они со своими средствами небесной разведки потопили бы наши корабли еще до того, как русские их даже заметили. Да еще бы янкесы применили и радиоэлектронное подавление. Туго пришлось бы нашим и в случае столкновения с турками, имеющими флот, хорошо оснащенный дальнобойными противокорабельными ракетами. В этом же случае, как предполагает Александр Широкорад, пытавшийся восстановить ход боя по разрозненным свидетельствам, грузинские катера еще сами не заметили русских и подумали, будто по ним с берега бьет абхазский «Град». (А.Широкорад. «Вопросов больше, чем ответов» - «Независимое военное обозрение», 31.10.2008 г.)

Впрочем, есть и проблема боевой подготовки моряков ЧФ. Если в советское время они практиковались в стрельбе ракетами по радиоуправляемым судам-мишеням, то теперь палят по стоящей на якоре барже. Если в СССР стрельба «Осой» отрабатывалась по беспилотным самолетным-мишеням (в крайнем случае - по парашютным), то теперь ракеты ЗРК пускают по воображаемой точке в чистом небе. Сам был тому свидетелем! 

Но вернемся к бою. 

Находчивость Ивана Дубика

Итак, выпустив (по официальной версии) в 18 ч 41 мин два «малахита» по врагу с дистанции в 25 км, командир «Миража» капитан третьего ранга Иван Дубик быстро понял, что ракеты промазали и пошли мимо целей. По телевизору сообщали, что якобы один «Малахит» врезал вражескому катеру «Тбилиси» (старый советский РК проекта 205) в машинное отделение, а вторая - прямо в рубку. Но это, как выяснилось потом, вранье. Скорее всего, как пишет Широкорад, огонь «малахитами» Дубик открыл на несколько минут позже, когда грузинские катера приблизились еще на десяток километров. И, как только наш командир понял, что ПКР ушли «в молоко», он бросил корабль к берегу, открыв огонь зенитными ракетами комплекса «Оса». 

Поклонимся Ивану Дубику. Не растерялся, не сплоховал! Хотя наверняка и заработал несколько седых волос. Не зря «Мираж» в 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993 и в 1997 годах завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке. (Кстати, Дубику по планам сердюковской перестройки ВС РФ грозит увольнение в запас). Начал стрельбу «осами», когда расстояние до противника было уже 15 километров. (Хотя дальность действия «Осы» - всего десяток километров). Ему удалось повредить ими грузинский катер «Диоскурия» (французский «La Combattante II», вооружение которого - 2х35-мм пушки «Эрликон», 4 ПКР «Экзосет» и два 533-мм торпедных аппарата.

Верно говорят: смелого пуля боится, дерзким везет. Момент был очень опасный. Грузины все-таки растерялись и струсили. Иначе могли бы за пять минут до этого выпустить все четыре «экзосета». Одна такая ракета аргентинцев, напомним, в мае 1982 г. уничтожила британский эсминец «Шеффилд». А если бы огонь открыли четыре катера, черноморцам пришлось бы худо. Даже уничтоженный «Тбилиси», старый советский катер типа «Оса», мог бы выпустить четыре крылатые ракеты типа «Термит». В таком случае, огонь русских зенитно-ракетных «ос» пришлось бы вести по вражеским «крылаткам». Случись так - и противник мог приблизиться настолько, чтобы применить торпеды и свою артиллерию. И тогда могли погибнуть один или два наших корабля. 

Хотя и наши переневничали: так и не открыли артиллерийский огонь, не стали стрелять по уходящим грузинам. 

Знаете, в чем нам еще повезло? В том, что, судя по всему, у грузин было только два ракетных катера - «Диоскурия» и «Тбилиси». Остальные три, как можно предположить, это сторожевые катера, не имевшие никакого ракетного оружия. Скажем, переданный турками грузинам «Кутаиси» несет на себе только одну 40-мм артустановку «Бофорс», одну 23-мм зенитку и два 12,7-мм пулемета. А катера «Иверия» и «Местия» (подарок греков) - только по паре 23-мм орудий. По сути дела - больших пулеметов. Еще говорят о том, что у Грузии попросту не было ПКР - потому и стрелять было попросту нечем. Этим и объясняется загадочное бездействие грузин в бою 10 августа. 

Пять настоящих ракетных катеров могли бы отстреляться по нашим двадцатью ПКР. А это - очень серьезно! И, вполне возможно, погиб бы один из наших десантных кораблей.

Н-да, все таки хорошо, что противостояли нашему флотскому отрядику всего лишь грузины... 

Нам нужен новый флот!

Итак, подытожим. Командование ЧФ пошло на страшную авантюру, отправив морской десант с недостаточными силами прикрытия, да еще и оружием, которое может отказать в самый критический момент. Переход не прикрывался с воздуха у ЧФ для этого просто нет самолетов). Отсутствовала воздушная и космическая разведка, передающая данные нашим кораблям в режиме реального времени. 

Понятное дело: в пропагандистских целях бой 10 августа преподнесли как великую победу. Оно и понятно: для подъема боевого духа американцы и высадку на беззащитную Гренаду в октябре 1983 года преподнесли чуть ли не как вторую Нормандию. Хотя противостояли им всего лишь кубинские строители со старыми «калашами» и одним БТР-60ПБ. Но оставим пропаганду пропагандистам. Серьезным людям в данном случае нужно если не слезы лить - так крепко думать.

Реальность такова, что ЧФ реально небоеспособен. В случае войны с Турцией или НАТО ему не протянуть и нескольких часов. Перетопят. Да и стрелять-то скоро будет нечем. Крылатые ракеты выходит из строя по ветхости: их же в СССР делали. А отличный «Москит» делали в арсеньевском ПО «Прогресс» (Приморье). А «Прогресс» нынче - в ужасном положении. Так что нужно думать и над проблемой оружия для флота.

Если РФ хочет остаться черноморской (и вообще морской) державой, ей по сути нужно создавать новый флот. Например, на Черном море - из скоростных многоцелевых кораблей, выводя из эксплуатации чрезмерное число десантных кораблей на ЧФ. На этом театре военных действий необходимы и экранопланы-ракетоносцы, и катамараны-скеги типа «Боры», и новейшие ракетно-артиллерийские катера. Стоит подумать над переприводными кораблями, концепция которых разработана Михаилом Масленковым: эти суда намного быстроходнее и экономичнее привычных заднеприводных. И еще потребно развертывание группировки морской авиации. Вне всякого сомнения, нужно создавать беспилотные разведчики - как бортовые, для кораблей, так и наземного базирования. И, конечно, стране позрарез нужна современная спутниковая система разведки и целеуказания, передающая данные кораблям и самолетам в режиме реального времени!

А пока всего этого нет. И русские вынуждены воевать на страой технике, что на глазах превращается в рухлядь.

Калашников Максим