Как происходит глобализация преступности?
На модерации
Отложенный
Противостояние властей и организованной преступности насчитывает не одну сотню лет. "Энциклопедия Международной Организованной Преступности"\\The Encyclopedia Of International Organized Crime отмечает, что подобные группировки существовали еще во времена Римской Империи и уже тогда представляли большую проблему для государства, поскольку пытались контролировать определенные сферы экономики. Майкл Вудивисс\\Michael Woodiwiss, автор книги "Организованная Преступность и Американская Мощь: История"\\Organized Crime and American Power: A History приводит свидетельства того, что организованная преступность всегда действовала, не взирая на государственные границы. Уже в 1930-е годы итальянские мафиози ездили в Японию и Китай за наркотиками, японские "якудза" действовали в США, а члены американских банд скрывались от правосудия в Китае и Европе.
Однако, по мнению многих экспертов, теперь у криминального мира появилась возможность выиграть эту войну. Процесс глобализации, серьезно изменивший мир, более всего сыграл на руку именно криминалитету. Прозрачность границ, упрощение обмена информацией, беспрецедентный рост объемов международной торговли и инвестиций вырвал из рук правительств стран мира ряд рычагов, которые ранее позволяли успешно противостоять криминалу.
Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в 2006 году пришло к следующему выводу: "Международные группы организованной преступности часто извлекают наибольшую выгоду из процесса глобализации. Легитимный бизнес все еще сталкивается в этом процессе с законами и регулирующими положениями в своей стране и за рубежом. А транснациональным преступным синдикатам и сетям с помощью коррупции, шантажа и угроз удается в полном объеме использовать в своих целях преимущества открытых рынков и открытого общества демократических стран. Основной рабочий принцип транснациональных преступных группировок состоит в уходе из-под контроля правоохранительных органов. Иностранные юрисдикции становятся территориями, безопасными для занятия преступной деятельностью, а границы служат международным преступникам своего рода оградой, за которой можно уберечься от закона".
Криминолог Джеффри Робинсон\\Jeffrey Robinson, автор книги "Слияние: Конгломерация Международной Организованной Преступности"\\The Merger: The Conglomeration of International Organized Crime, утверждает, что преступность перестала быть местной проблемой, а превратилась в проблему всего человечества: "Неспособность современного общества управляться с организованной преступностью может стать столь же судьбоносной проблемой 21 века, как Холодная война была проблемой века 20-го, а колониализм - века 19-го".
Робинсон подчеркивает, что "нет ни одной формы государственного правления, не уязвимой для проникновения международных преступных организаций, ни одной правовой системы, способной полностью контролировать рост подобной преступности, и ни одной экономической и финансовой системы, гарантированной от соблазна получения гораздо более высоких - незаконных прибылей". По оценкам Робинсона, обнаружение и нейтрализация групп международной организованной преступности затрудняется тем, что эти группы склонны использовать законные бизнес-структуры для прикрытия своей деятельности. Иногда преступная организация лишь оперирует внутри большой корпорации, иногда - фактически контролирует ее. Часто бывает трудно провести границу между преступной деятельностью "белых воротничков" или корпораций и действиями криминальных сообществ.
ФБР\\FBI считает, что существуют три основных вида корпораций, связанных с преступной деятельностью: во-первых, это незаконные бизнес-структуры, которые занимаются изначально нелегальной деятельностью, например, торговлей наркотиками; во-вторых, это легитимные фирмы, совершающие служебные преступления, такие как "отмывание денег" и, в-третьих, это легитимные предприятия, полностью или частично созданные на доходы, полученные в результате действий организованной преступности.
В 2006 году Университет Мичигана\\Michigan State University опубликовал результаты опроса сотрудников международных организаций, правоохранительных органов, спецслужб и транснациональных корпораций. Их просили поделиться своими оценками относительно нынешнего состояния международной организованной преступности. Главные выводы: такого рода структуры становятся все более активными и предприимчивыми; растет число кратковременных альянсов, созданных традиционно конкурирующими преступными сообществами; криминальные корпорации все реже специализируются на каком-то одном виде бизнеса и диверсифицируют свои инвестиции.
Кроме того, было отмечено, что изменились криминальные группировки как таковые.
Традиционно это была относительно небольшая группа людей, связанных друг с другом на основе общего происхождения, дружбы и т.п., что гарантировало взаимопонимание и доверие в рядах группировки. Ныне все чаще правоохранительные органы выявляют группировки, состоящие из ничтожно малого числа профессиональных преступников, которые компенсируют малую численность привлечением "подрядчиков" для выполнения каких-либо заданий - среди "подрядчиков" могут быть как уличные хулиганы, которых нанимают для того, чтобы "наказать" кого-либо, так и профессионалы в сфере юриспруденции, бизнеса, технологий, безопасности и пр. Достаточно часто современные международные преступные группировки сравнивают с рейдерами, которые легальным или полулегальным образом захватывают какие-то предприятия или активы.
В любом случае, международная преступность представляет реальную угрозу для финансовых систем как отдельных государств, так и всего мира. Логика исследователей, которые придерживаются этого мнения, достаточно проста. Криминалитет отмывает миллиарды долларов, что приводит к тому, что колоссальные суммы не попадают в государственные бюджеты. Это, в свою очередь, приводит к тому, что размеры государственного долга растут. Чтобы защититься от преступников, финансовые институты вынуждены тратить значительные средства (включая выплату отступных гангстерским синдикатам, обеспечивающим их "защиту") - эти затраты могут съедать до 30% прибыли. В результате, финансовые системы не могут нормально развиваться, что приводит к проблемам у всей экономики.
Аналогичным образом криминалитет влияет на политику. Итальянские и японские преступные сообщества, вероятно, первыми стали вкладывать отмытые деньги и использовать контролируемые ими бизнес-структуры для поддержки своих людей в органах власти. В США мафия традиционно весьма плотно контролировала влиятельные профсоюзы. Многие южноамериканские наркокартели спонсируют "своих" политиков и даже террористические структуры для оказания давления на власти и защиты своего бизнеса.
Экономист Раджив Нэйлор\\R.T. Naylor, автор исследования "Преступные Доходы: Черные Рынки, Нелегальные Финансы и Подпольная Экономика"\\Wages of Crime: Black Markets, Illegal Finance, and the Underworld Economy, утверждает, что международная организованная преступность "глобализовала" свою деятельность по тем же причинам, что и законопослушные транснациональные корпорации. Корпорации открывают свои филиалы во всем мире, чтобы заработать, используя местные ресурсы - то же самое делают и криминальные группировки. Любые международные предприятия, как законные, так и незаконные, также создают во всем мире свои подразделения для удовлетворения своих потребностей в производстве и распространении товаров и услуг. По мнению Нэйлора, росту незаконной транснациональной деятельности способствовали технические достижения: бурное развитие авиации, телекоммуникаций и международной торговли. Преступные группировки использовали сокращение государственного регулирования и ослабление пограничного контроля. Транснациональные преступные группировки свободно используют лазейки в государственных правовых системах для расширения своей деятельности. Они оседают в странах, откуда они не могут быть экстрадированы, создают базы в странах с неэффективными правоохранительными системами и отмывают деньги в странах, где строго соблюдается банковская тайна или отсутствует эффективный контроль над финансовыми структурами.
Гэри Вейсс\\Gary Weiss, в книге "Рожден Чтобы Украсть: Когда Мафия Ударила по Уолл-Стриту"\\Born to Steal: When the Mafia Hit Wall Street приводит одну из бесчисленных историй, иллюстрирующих, каким образом организованная преступность начинает контролировать легитимный бизнес. Герой этой книги практически в мгновение ока превратился из менеджера бензоколонки в брокера Уолл-Стрита. Он активно мошенничал, в частности, продавая инвесторам заведомо переоцененные акции. О его фокусах стало известно одной из "семей" итальянской мафии, которая потребовала от брокера платы за молчание - в качестве платы принимались не только деньги, но и помощь в обретении контроля над различными фирмами.
Комментарии