Имеет ли смысл инвестировать вместе с государством
На модерации
Отложенный
На прошлой неделе Внешэкономбанк (ВЭБ) получил деньги из Фонда национального благосостояния и начал инвестировать их на российском фондовом рынке. Те, кто последовали за государственным агентом и начали вкладывать деньги в акции российских компаний уже могли зафиксировать неплохую прибыль.
Впрочем, делать вывод о том, что "дно" рынка пройдено, и российские фондовые индексы не отправятся в обозримом будущем покорять новые многолетние минимумы, несколько преждевременно. В настоящее время существует слишком много факторов, которые могут привести к новым обвалам.
Тем не менее, фондовые рынки являются опережающим индикатором для экономики в целом, и их восстановление начнется раньше, чем восстановление реальные секторов экономики, которые только начали страдать от кризиса. Более того, исходя из тех мер, которые предпринимаются по всему миру, включая и Россию, именно фондовые рынки должны способствовать выводу мировой экономики из кризиса. В любом случае фондовые индексы начнут расти раньше, чем будет зафиксирован рост ВВП в развитых странах.
При этом следует понимать, что российское правительство не занимается интервенциями на фондовом рынке, стремясь не допустить падения индексов или отдельных акций ниже определенных уровней, о чем свидетельствуют тот факт, что в течение нескольких дней после начала инвестирования государственных средств на российском рынке, акции продолжали обваливаться. ВЭБ именно инвестирует деньги Фонда национального благосостояния, причем делает это заранее озвученным, простым и понятным способом - покупая ежедневно бумаг на 5 миллиардов рублей.
На нынешних уровнях это довольно разумная стратегия для тех, кто собирается сформировать долгосрочный портфель (а именно такая задача официально стоит перед государственным агентом, получившим деньги на 12 лет). Попытка "нащупать дно" и вложить все сразу может закончиться лишними переживаниями, в случае если за этим дном последует еще одно на более низком уровне. Инвестировать имеет смысл только людям с крепкими нервами. Несмотря на то, что даже с учетом последнего роста акции российских эмитентов стоят экстремально дешево, они могут провалиться процентов на 30, а то и все 50 вниз. Но и вырасти могут в разы.
В любом случае, инвестировать лучше не те деньги, которые должны были пойти на текущее потребление. Не стоит рисковать и всеми деньгами, отложенными на "черный день". Ухудшение экономический ситуации (и события последних месяцев это неоднократно демонстрировали) может привести к тому, что "черный день" в очередной раз наступит у всех одновременно, и все одновременно начнут фиксировать прибыть (или убыток - это уж кому как повезет).
На что следует обратить внимание. Несмотря на падение цен на нефть, компании нефтегазового сектора, которые одна за другой отчитываются за третий квартал, демонстрируют очень неплохие результаты. Объясняется это не в последнюю очередь тем, что государство изымает у них львиную долю доходов. Тем не менее, пока цены росли, пересмотр экспортных пошлин отставал от динамики цен. В нынешней ситуации падения цен государство пошло на то, чтобы пересматривать пошлины чаще, что оставляет компаниям больше доходов.
Есть еще один факт, на который стоит обратить внимание. В условиях обвала цен менеджмент многих компаний (например, Лукойла) активно скупает акции собственных предприятий. Подобная лояльность может быть вознаграждена щедрыми дивидендами уже следующей весной.
Наиболее серьезно пострадавшим от кризиса сегментом фондового рынка стал банковский сектор. В нынешних условиях, когда деньги чрезвычайно дороги, госбанки - Сбербанк и ВТБ, имеющие почти неограниченный доступ к деньгам "из первоисточника" получают огромное конкурентное преимущество, позволяющее получить в конечном итоге сверхприбыль. Слабое место ВТБ - его зарубежные "дочки" и инвестиции - как на российском рынке, так и на западных. Поэтому акции Сбера стали лидером роста. Но ситуация может измениться, если восстановление финансовых рынках начнется в развитых странах.
Последний немаловажный вопрос заключается в том, что будет делать государство, когда все выделенные ВЭБу 175 миллиардов будут "освоены". Будет ли государственный агент активно играть на рынке, фиксируя, часть прибыли и защищая уровни, на которых покупал, как это делают многие крупные инвесторы. Скорее всего, ответ на этот вопрос положителен. Следует добавить, что к этим деньгами вскоре может добавиться часть средств с накопительных счетов "молчунов", которыми управляет ВЭБ.
К сказанному остается повторить, что инвестирование денег на фондовом рынке вместе с государством не дает никакой гарантии от убытков, ровно как и инвестирование денег в государственные компании и банки. В этом успели уже убедиться участники народных IPO, многие из которых требуют "крови" главы ВТБ Андрея Костина и обратного выкупа акций по цене размещения.
Максим Блант
Комментарии