Россия вышла бы из кризиса почти без потерь, не вмешайся Путин

На модерации Отложенный

Россия разместила 3 трлн. руб. ($127,7 млрд.) для поддержки национальных финансовых рынков. Во время очередной встречи кабинета министров 18 сентября правительство решило купить долю в Сбербанке, ВТБ и 'Роснефти' на сумму 500 млрд. руб. ($21,3 млрд.).

Мне неизвестно, что Кремль понимает под 'государственной поддержкой фондового рынка'. Также неясно, чем этот вид поддержки фундаментально отличается от инсайдерской торговли, финансового преступления, которое в других странах карается длительным сроком заключения.

В США государство предпочло не поддерживать Lehman Brothers, но выбрало спасение AIG, выдав кредит на $85 млрд. Россия применила похожие меры, спасая 'КИТ Финанс' и 'Связьбанк', когда государственные 'Газпромбанк' и ВЭБ выкупили их акции* .

Но сходства между AIG и Fannie Mae, с одной стороны, и 'КИТ Финансом' и 'Связьбанком', с другой стороны, нет. Если первые действительно были 'слишком большими, чтобы обанкротиться', поскольку они поддерживали основы американской экономики, то последние не играют значительной роли в экономике России.

Есть мнение, что эти два банка имеют отношение к высокопоставленным чиновникам: 'КИТ Финанс' - к министру финансов Алексею Кудрину, а 'Связьбанк' - к бывшему министру связи Леониду Рейману - и это могло быть той причиной, почему Кремль проявил столько участия в них.

В отличие от американского, российский фондовый рынок не был заражен высокорискованными деривативами, такими, как свопы на отказ от кредитных обязательств, и не страдал от ипотечного кризиса.

Следовательно, у России были все возможности пережить глобальный финансовый кризис с минимальными потерями, если бы только премьер-министр Владимир Путин так сильно не вмешивался в экономику. Обещание Путина 'послать доктора' к владельцу угольно-стальной компании 'Мечел' обошлось российскому фондовому рынку примерно в $60 млрд. Кроме того, вслед за войной России с Грузией закрыли свои позиции и в панике бежали из страны иностранные инвесторы.

Свой вклад в ухудшение ситуации внесли акции, которые держали многочисленные российские спекулянты, которые получили margin calls** , вынудившие их продавать акции по любой цене.



В этот период Кремлю были очевидны эти проблемы. 'Это всего лишь спекулянты, - язвили наши лидеры. - Кому они нужны? Рынок ждет откат'. В явной попытке успокоить нервы президент Дмитрий Медведев призвал россиян не бояться начала новой 'холодной войны' и некоторые газеты опубликовали статьи, в которых винили в падении российского фондового рынка очередной заговор Запада против России.

Затем бизнесменов, тесно связанных с Кремлем, грубо привели в сознание. Когда банки, им принадлежащие, оказались на грани банкротства, правительство решило, что пора действовать. Статьи в СМИ про зарубежный заговор тут же прекратились, Медведев сказал, что он не хотел еще одной 'холодной войны', а правительство начало открыто говорить о финансовом кризисе.

До недавних пор на российском фондовом рынке было много иностранных инвесторов, большинство из которых теперь скрылись за бугром. Рынок также привлекал миноритарных российских игроков, но большая часть из них прогорела. Но когда ситуация обострилась для высокопоставленных чиновников, правительство решило спасти их компании с помощью Центрального банка. В итоге удачливые бюрократы спасли свои штаны, сбросив свои акции на правительство.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как на самом деле выглядит 'государственная поддержка фондового рынка'? Вот как она работает. Чиновник владеет оффшорной компанией. У компании есть акции. Государство покупает эти акции, направляя деньги в оффшор.

Кремль называет эти махинации государственной поддержкой функционирования фондового рынка. Я называю это отмыванием денег.

* - позднее "КИТ Финанс" был куплен компаниями РЖД и "Алроса", а 'Связьбанк' - ВЭБом (Вернуться к тексту статьи)

** - требование брокера клиенту о внесении денежных средств или ценных бумаг в качестве дополнительного обеспечения, вызванное неблагоприятным изменением цен (напр., в связи с падением курса заложенных ценных бумаг); в противном случае часть позиции клиента закрывается (продается), чтобы покрыть недостающую маржу