Кризис больнее всего ударил по российской столице?

На модерации Отложенный

«У нас кризиса нет, у нас есть сложности», - заявил недавно премьер Владимир Путин. У них кризиса нет точно. За всю Россию не скажу – но, судя по дискуссиям в Интернете, в провинции пока все более-менее спокойно. А вот в Москве кризис расцветает с каждым днем.

«Нас всей компанией отправили в отпуск без сохранения заработной платы»; «У нас урезали вдвое штат, а обязанностей только прибавили»; «В торговом центре «Европейский» не принимают к оплате пластиковые карты»; «Вчера в «Моем магазине» молоко той марки, которую я обычно покупаю, подорожало сразу на 20 руб.» - такими сообщениями от жителей столицы сегодня пестрят все интернет-форумы.

И еще одна новость. На днях столичный «Лефко-банк», который входит во вторую сотню российских банков по объему средств, просто перестал исполнять свои обязанности. Как написала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на менеджера банка, по распоряжению президента банка Сергея Парамонова средства, поступающие на корреспондентские счета банка, «в ускоренном режиме перечислялись на расчетные счета в офшорные зоны стран Прибалтики, а сам руководитель с семьей отбыл в Германию».

Ну, а пока семья господина Парамонова обустраивается на новом месте жительства, без зарплаты, которая поступает через «Лефко-банк», остались тысячи жителей Москвы и области - сотрудники Загорского оптико-механического завода, ЗАО «Внештрубопроводстрой», ОАО «Сервис-холод», мясокомбината «Раменский», компании «Мостлифтмонтаж», московского дрожжевого завода «Дербеневка», а также отдельные физические лица, в том числе сотрудники самого банка.

Ну и как должны реагировать москвичи на такие новости? Исключительно нервно и панически. Они теряют одну из важнейших составляющих качества жизни – чувство стабильности.

Сегодня невозможно точно предсказать, что же будет дальше. Как правило, люди планируют свою жизнь – деньги, покупки, отдых и т. д. При кризисе это занятие становится бесполезным. Планировать нечего, можно только гадать.

Уволят – не уволят? Дадут зарплату – не дадут? На что поменять заначку – на евро или на доллары, или оставить в рублях? А вдруг доллар после Нового года будет стоить 40 руб.? А вдруг 10? А вдруг в России вообще запретят хождение доллара и введут новую расчетную единицу – юань? А где этот юань покупать? Ведь торгуют им в России всего в одном банке, где-то на Дальнем Востоке...

Это – основной набор мыслей коренного москвича. У приезжих, которые составляют, наверное, не менее половины всех работающих жителей столицы, думы еще более черные.

Не будет дохода – можно остаться без угла, если квартира съемная. И куда? Назад, в Саратов, к тетке, в глушь?

Но есть особая категория обителей столичного мегаполиса, которым кризис просто врезал под дых. Это те, кто особо искренне верил обещаниям и россказням правительства. Это они родили второго ребенка, рассчитывая на материнский капитал. Это они взяли «двушку» в ипотеку на 20 лет. Это они купили в кредит машину, мебель, ну и остальное – по мелочи. А если они еще и относятся к среде мелких бизнесменов, которым правительство тоже обещало всякие преференции – для них под угрозой уже не стабильность, а сама жизнь.

Наверное, паника, страх, тревога могут возникнуть у любого россиянина. Но у москвичей (и тех, кто себя таковыми считает) все страшнее и серьезнее. Ведь Москва – не только один из самых дорогих городов мира, она еще и слезам не верит.

С другой стороны, все-таки непонятно, почему кризис подкрался к Москве столь быстро и незаметно. Лично я еще полтора месяца назад писала в своих статьях, что обвалы биржевых котировок имеют к простым обывателям очень приблизительное отношение. Что у нас есть нефть, газ, лес, золото – справимся. Из правительства не перестают сообщать об очередном миллиардном транше для поддержки той или иной отрасли промышленности. То есть (согласно цифрам, логике, здравому смыслу…) причин для столь стремительного ухудшения ситуации нет.

Боюсь, что кризис в Москве носит прежде всего психологический характер. То есть он не только на биржах и в банках, но и в головах и мозгах. А это – еще более дестабилизирующая и страшная угроза, чем просто падение ликвидности.

Что сейчас мы имеем? Банки, получающие деньги от государства, не выдают кредиты. Представители крупного бизнеса, имеющие огромное количество денег, просят еще и хотят откусить солидную долю от золотовалютных резервов и, желательно, бюджета. Поставщики вдруг заявляют, что не будут отпускать товар в магазины по прежним условиям отсрочки платежа и требуют, в духе монтера Мечникова, «деньги вперед», а когда им отказывают - опустошают магазины. Одни крупные банки распространяют слухи, что деньги надо из мелких забирать - и сеют панику, подрывающую, ни много ни мало, доверие к власти и общественное спокойствие. Другие крупные банки задерживают кассовые операции и выплаты собственных денег или даже выдают их с вычетом. Иными словами, все взбесились и сорвались с цепи.

И государство не в состоянии это обуздать.

Что же, видимо, пора москвичам делать стратегические запасы. Мыло, соль, спички. Ну, и традиционный ящик тушенки…

Н. Сергеева