Американцы боятся показать, что они боятся?

На модерации Отложенный

Обратная сторона успеха

Одно из главнейших слагаемых успеха – конкуренция везде и во всем.

Американцы готовят себя к ней с детства, им некогда и незачем развивать тонкости душевной конструкции, лишь ослабляющие в карьерной борьбе.

Мы шутили, что США – рай для пенсионеров. Работающим же приходится выдерживать не только эмоциональные, но и физические перегрузки. Отсюда мания фитнеса. В спортивном клубе в центре Вашингтона в обеденный перерыв наплыв молодых людей, пытающихся снять усталость первой половины дня, чтобы, наспех перекусив, вернуться на рабочее место с удвоенной энергией. Спорт это не только хороший внешний вид, но и укрепление здоровья. Не дай Бог серьезно заболеть: конец карьере и деньгам. Даже имея страховку, а она лишь у половины жителей страны, ты можешь, если не повезет, вылететь в трубу. По утрам все бегают, крутят педали велосипедов, плавают, благо возможности для этого - платные и бесплатные - великолепны: в здоровом теле – здоровый дух.

Расплачиваются за успех стрессами, тайными страхами. Средний американец обуреваем страхом не найти работу, либо потерять ее, заболеть, прослыть неудачником, не выдержать гонки. Наконец, он боится показать, что боится. Отсюда депрессии, переполненные психлечебницы и популярность психоаналитиков. Последним рассказывают то, что американец не может доверить ни друзьям, ни порой жене - его жизнь не предусматривает жалоб. Немудрено, что более половины всех депрессантов в мире потребляется в США.

Сосредоточенность на материально-финансовой стороне жизни в ущерб духовной начинает вызывать в обществе тревогу. Может поэтому преданная дружба, готовность пожертвовать собой ради близкого человека становятся все более востребованными сюжетами американской индустрии воздействия на умы и чувства. И не только потому, что людям нравится смотреть на жизнь, которой у многих нет. Все чаще появляются материалы, взывающие к добрым качествам, убеждающие, что безжалостная конкуренция обедняет, огрубляет жизнь. Людей призывают вернуть глубинную доброту друг к другу, не ограничиваться чисто внешними проявлениями.

Озабоченность яростным стремлением к успеху вызывает к жизни специальные социологические исследования о том, что же приносит человеку счастье. Их авторы согласны, что поначалу деньги действительно самое важное. Но по достижении определенного уровня благосостояния они оказывают все меньшее воздействие на моральное самочувствие человека. Семья, хорошие отношения в офисе или на предприятии, друзья, хобби – вот к чему надо стремиться. «Если вам предлагают увеличение зарплаты на 500 долларов, но при этом придется тратить на два часа больше времени, чтобы попасть на работу, то следует отказаться от этого предложения. Во-первых, вы отнимаете время от семьи, во-вторых, это лишнее напряжение». Однако исследователи признают, что американцы все еще предпочитают 500 долларов. 

Одноэтажная Америка

Позитивная сторона ревностного отношения к делу видна и в том, что страна чрезвычайно хорошо обустроена и ухожена. В нее вкладывается огромный и разумный труд, дающий все больший кумулятивный эффект. Прекрасные дороги с удобными зонами отдыха, где водитель может не только перекусить, но принять душ и отдохнуть; рядом - заправка. Впрочем, всем этим стали пользоваться реже: цена на бензин растет. Хотите переночевать, проблем нет: в любом мотеле, даже самом неказистом на вид, вы найдете весь комплекс удобств. Это - предусмотрено регламентом, попробуй его не выполнить! И все идеально чисто. Каждодневно трудится армия людей, обеспечивающих несравненно более высокий, чем в Европе комфорт по цене примерно в два раза дешевле.

Рано или поздно после знакомства американец непременно спросит: как вам понравилась Америка? И в зависимости от образованности и воспитания, но с обезоруживающей прямотой вам предложат признать Америку лучшим местом для жизни.

Красота Америки действительно бесспорна и неповторима. Природное великолепие поразительно. Практически это наша планета в миниатюре. Все есть: горы – на любой вкус, в том числе круглый год покрытые снегом. В штате Орегон мы попали в такую пургу, что сердце защемило – совсем как в России. Озера - какие только можно придумать, пустыни, степи, леса. Реки же совершенно былинные: широкие, спокойные, часто с низкими берегами, когда вплотную к воде подходят дубы с жилистыми витыми корнями, выходящими к поверхности. Кроны таких гигантов закрывают двухэтажный дом поверх крыши.

Вы можете ехать сотни миль вдоль подстриженных лугов, вековых деревьев и обилия цветов. В пейзаж аккуратно вписаны отдельные дома и целые поселки с непривычным для нашего взгляда почти полным отсутствием заборов.

Первопоселенцы варварски обошлись с природой, богатейшим животным миром старой Америки. Долгие десятилетия идет обратная волна – кропотливое восстановление флоры и фауны. Результаты потрясающие – Америка кишит зверьем и птицами, это видишь невооруженным глазом, прямо с дороги, не говоря уж о великолепии национальных парков, коих здесь великое множество. Бизоны и белоголовые орлы уже выведены из списка вымирающих видов, а на дикую индейку, выбитую в свое время практически подчистую, теперь даже охотятся.
Чувство уважения к природе воспитывается с детства. Нередко в лесах и парках можно увидеть молодых родителей, терпеливо рассказывающих детям о том, что их окружает.

Достаточно пройти новости, что, скажем, в Северную Каролину прилетели тундровые лебеди, как уже потянулся караван машин с любителями птиц, чаще пенсионеров, но и тех, кто тратит на это законные выходные.

Запомнился разговор с американской приятельницей, приплывшей с нами в Европу. Глядя с недоумением и растерянностью на пляжи французского побережья, она сказала: «Что я здесь делаю, у меня прекрасный дом на океане. Вы бы видели наши пляжи. Пожалуй, полечу домой». И, прервав путешествие, вернулась в свой райский уголок. Можно назвать это как угодно, но нельзя отрицать, что природа Америки в союзе с великолепной инфраструктурой не может не укреплять в ее жителях чувство законной гордости. Неслучайно, у американцев внутренний туризм более массовый, чем поездки заграницу.

Широкие просторы позволяют и жить просторно: поселки в несколько домов, небольшие деревни, городки. Америка до сих пор одноэтажна, как во времена Ильфа и Петрова.

Хуторской менталитет среднего американца – серьезный фактор внутренней и, как следствие, внешней политики США. Ничем не сдерживаемый экспансионизм причудливо сочетается с призывами вернуться к традиционно американскому изоляционизму. Последний был завещан первыми президентами этой страны: держаться подальше от европейских конфликтов.

Жизнь в уединенном месте сформировала характер и привычки американца: самостоятельность, решительность, вера в свою силу, законность самообороны.

Он возьмет ружье, чтобы отогнать от дома чужака, не дожидаясь полиции. Если есть угроза жизни или собственности, даже намек на нее, нажмет на спусковой крючок. Оружие - в свободном доступе, что вызывает постоянные дискуссии в обществе. Один из последних случаев: молодая мать, думая, что ее двухгодовалый сынишка играет в гостиной, выстрелила по кустам, откуда послышался непривычный шорох. Там оказался ее незаметно проползший малыш. Трагедия всколыхнула всю Америку, однако запрет на владение оружием так и не вводится.

Жители маленьких городков и хуторов привносят свои привычки и в то, как люди ведут себя на улицах, как одеваются. Здесь нет культа одежды, скорее наоборот. Поначалу американская толпа поражает некоторой несуразностью гардероба. В Кеннеди-центре на концерте классической музыки можно встретить людей, одетых в выходной костюм, при галстуке-бабочке и в кроссовках. На спектаклях и других представлениях люди часто сидят в верхней одежде – чтобы не стоять в очереди в гардероб, к тому же платный.

А в гостинице рядом с ниагарским водопадом мы увидели, как на свадебный праздник шли гости - вечерние платья некоторых дам, обильно сдобренные украшениями, дополнялись вьетнамками на босых ногах. Умилительная сценка в ресторане: приходит дама в спортивных тапочках, под столом переобувается в вечерние туфли, после трапезы процесс повторяется в обратном порядке. Иными словами, удобство – прежде всего. Да и сам привыкаешь к этому быстро, так же, как и к кофе в бумажных стаканчиках.

Кое к чему, однако, привыкнуть невозможно.

Если вы попадете вместе с американцами в сауну, запаситесь терпением. Они могут войти в парилку прямо из тренажерного зала и остаться там в тренировочном костюме, иногда и в обуви. А уж газеты и журналы читают, потея, все: не терять же времени. Поскольку температура все-таки высокая, просят снизить: жарко . Возражать бесполезно: их убежденность граничит с упрямством, почти детским. Ответ простой – так делают все.

Светлана и Анатолий Адамишины