В России создается система военной интернет-разведки

На модерации Отложенный Тульское научно-производственное объединение «Стрела», входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей», уже более полувека создает радиолокационные системы разведки наземных целей -- как движущейся техники, так и огневых позиций артиллерии. Специалистами «Стрелы» разработаны и поставлены на вооружение более тридцати типов радаров различного назначения, которые используются в вооруженных силах, погранвойсках, МВД, «Росатоме» -- для охраны особо важных объектов.

Сегодня НПО «Стрела» в соответствии с приказом прежнего Минпромэнерго, согласованным с Министерством обороны, -- головная организация по созданию систем и средств артиллерийской разведки для ракетных войск и артиллерии сухопутных войск. Более того, Совет главных конструкторов ряда предприятий и организаций Минобороны работает над созданием новой структуры военной разведки. Об этом и других направлениях работы предприятия в беседе с обозревателем «Времени новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ рассказывает генеральный директор -- генеральный конструктор НПО «Стрела», доктор технических наук Николай ЗАЙЦЕВ.

-- Новое направление в военной разведке, если хотите, можно назвать интернет-разведка. Имеются в виду прежде всего сетецентрические технологии. Это мировая тенденция. Раньше каждое средство вооружения, например артиллерия, имело свой командный пункт, который давал информацию для стрельбы. Сегодня этого недостаточно, сегодня необходимо видеть всю «поляну», все пространство боя сразу. Для этого есть космические средства разведки, авиационные, наземные. Каждое из них в отдельности не решает задачу, их необходимо использовать в совокупности.

-- Какие новые средства, производимые на вашем предприятии, могут быть включены в систему разведки?

-- Например, новая РЛС «Аистенок». Этот локатор сантиметрового диапазона имеет фазированную антенную решетку, позволяет выявлять стреляющие позиции минометов, может работать как обычная станция радиолокационной разведки -- обнаруживать живую силу, боевую технику на земле, вертолеты и корректировать огонь артиллерии по разрывам. Станция способна обнаруживать цели на фоне мощных отражений от местных предметов.

Появилась модификация известного радиолокатора «Фара-1», адаптированная для погранслужбы, -- «Фара-ПВ». Она имеет цветной панорамный индикатор с цифровой картой. Эта РЛС может быть установлена на гранатомет и пулемет. В совокупности с приборами ночного видения "Фара-ПВ" позволяет при полном отсутствии оптической видимости вести стрельбу по групповым целям, в том числе по бандформированиям. На государственных испытаниях станция показала высокую эффективность.

-- Что же за габариты и весовые характеристики у РЛС, если ее можно ставить даже на пулемет?

-- Это ранец весом 18 кг, в котором помимо локатора находятся тренога, аккумулятор. Один человек может ее переносить. С нашей РЛС гранатомет может стрелять и без оптического прицела.

-- Но ведь вместо «Фары-1» может быть применен обычный и более легкий тепловизор.


-- У нашей РЛС сектор обзора 180 градусов. При этом солдату достаточно выставить сектор и включить станцию. Если в секторе появляется цель, станция подает сигнал тревоги, автоматически останавливается в этом направлении и за секунды определяет характер пойманной цели -- человек это, животное или движущаяся техника. Оператор узнает о характере цели по тональности звука станции: сигнал модулируется движением цели. Это свойство РЛС проверено в том числе в Чечне. Сложность лишь в определении, свои это или чужие. Но ведь система «свой--чужой» тоже развивается. Если же использовать тепловизор, то надо смотреть в него постоянно, водя окуляром. По опыту известно: уже через полтора-два часа расчет физически устает и может пропустить цель. Когда «Фара-1» работает в спарке с тепловизионной камерой, эффективность обнаружения целей еще более возрастает.

-- Что еще «Стрела» выпускает для пограничников?


-- Подвижный пост технического наблюдения «Обзор-ТМ1», в котором есть локатор и тепловизионный канал. Аппаратура расположена на «КамАЗе». В отличие от аналогичных систем на джипах здесь комфорт для экипажа, хорошая эргономика, рабочий отсек отделен от места отдыха, есть бензоэлектрический агрегат, радиорелейная станция с дальностью 30 км. Мы предлагаем такой же пост и на базе «уазика».

-- Из нынешних проблем оборонно-промышленного комплекса какую бы вы поставили на первое место?

-- Безусловно, сегодня это кадровая проблема. Ну не должен высококвалифицированный инженер, выпускающий продукцию выше мирового уровня, получать вдвое меньше рабочего пивзавода! Понятно, что в ОПК надо повышать производительность труда, но для этого нужно вложить колоссальные деньги в закупку производственной базы и программного обеспечения. Все это вернется сторицей. А сегодня у нас, по сути, ручной труд. Но как нам переоснащаться, откуда брать деньги на развитие, если прибыль по гособоронзаказу -- 5%, а НИОКРы убыточны? Мы не можем подняться, только продавая свою специфическую продукцию государству.

-- И что же, нет никакой господдержки?

-- Есть пара тем, которые вошли в пакет господдержки, за ними неплохие деньги, однако дают их помалу, растягивают на долгие годы. В концерне ПВО "Алмаз-Антей" разработана программа создания научно-производственного объединения на базе нескольких предприятий. Пытались взять в банке кредит 300 млн руб. на 3,5 года, чтобы сделать некоторый рывок, закупив оборудование и программы, но, к сожалению, помехой стал финансовый кризис. Исходя из этого, в концерне ПВО создается программа развития научно-производственного объединения, предусматривающая присоединение к НПО завода и финансирование под закупку необходимого оборудования.

-- Большой у вашего предприятия государственный оборонный заказ?

-- До недавнего времени был стопроцентный, на всю продукцию. Сегодня у нас есть экспорт, но в абсолютном выражении госзаказ стремительно растет за счет поставок российской армии новой техники.