Великая тайна исчезновения денег

На модерации Отложенный

Нет денег! – буквально стонут в последнее время на телеэкранах банкиры и политики самого высокого уровня. Нам говорят: чтобы побороть кризис нужно восстановить ликвидность банковской системы, т.е. дать ей возможность давать деньги кредитозаемщикам, прежде всего, участникам финансовых рынков, чтобы те имели возможность покупать там ценные бумаги и этим предотвратили схлопывание фондовых бирж. Но денег у банков нет, нет и нет!

Правительства стран Запада не остаются глухи к этим просьбам. Национальные министерства финансов и Центробанки выделяют своим банкам все новые и новые миллионы и миллионы долларов. Вот, скажем, план главного американского казначея Генри Полсона предусматривает дополнительное вливание в американскую финансовую систему около 800 миллиардов долларов. Не мало…

Правда, мировой финансовый кризис в результате всех этих вливаний почему-то и не думает рассасываться, а наоборот, совсем наоборот…

Однако, невольно встает вопрос: а куда же это делись деньги? Отчего это крупнейшие мировые финансовые институты – банки и фонды вдруг уподобились бомжам? Ведь еще совсем недавно политиков, банкиров и экономистов как будто заботила совсем другая проблема – переизбыток денег в мировой финансовой системе! Денег было слишком много! Слишком большое их количество и приводило к инфляции, т. е. к обесценению денежных едениц, в результате чего на каждую из них можно было купить все меньшее количество товаров и услуг. И вдруг в один момент все эти денежные горы долларов, евро и даже рублей как будто куда-то испарились… Тайна, прямо-таки, великая есть!

Разводят в недоумении руками матерые экономисты и политические деятели: «Непонятно, что происходит с финансовыми рынками!...» Но, если сравнить несколько цифр, которые вовсе не являются тайной, загадка исчезновения из мировой финансовой системы денег, раскрывается сама собой…

В самом деле, совокупный Внутренний Валовый Продукт всех стран мира оценивается примерно в 50 триллионов долларов. Где-то на такую сумму должно выпускаться в обращение в течение года и денег, как в наличной, так и безналичной форме. В реальности же национальными Центробанками денег вбрасывается в мир несколько больше. Ну, те же, США, например, по экспертным оценкам, производят около 20 процентов мирового ВВП, а покупают в мире товаров, эквивалентных 40 процентам. Эти же лишние двадцать процентов надо чем-то оплачивать, ну, вот и печатаются ничем не обеспеченные деньги, под которые никто и нигде никаких товаров не производил…

Поэтому, в реальности ежегодно на конец года на банковских счетах юридических лиц и депозитах граждан, а также под матрасами и в чулках остается лежать еще где-то 50 триллионов, непотраченных денег, «отложенного денежного оборота», находящихся, так сказать, на финансовых каникулах…. Однако, каникулы время от времени прерываются, деньги уходят на рынок, где товаров под них никто не производил, и вот результат – инфляция…

Денег больше, чем товаров. Но тогда откуда же вдруг явилась нехватка денег в мире? А вот откуда. Кроме полноценных денег, эмитируемых государствами, с которыми всегда можно сходить в магазин и даже пообедать в ресторане, не говоря уже о возможности приобрести на них стопятидесятиметровую яхту, как у Романа Абрамовича, существуют в мире еще и другие деньги. Именно так: другие деньги. Точнее, «вроде бы деньги», «как бы деньги», «почти деньги»… Выражаясь языком научным «квазиденьги». Что же это за деньги такие? – спросит читатель. А это хорошо ему известные – «ценные» бумаги – акции, казначейские обязательства, облигации, векселя, долговые расписки и т. д, и т. д…

Теоретически, владелец всегда может их продать на финансовых рынках и тут же получить за них «настоящие деньги для магазина». К тому же, эти ценные бумаги иногда приносят их владельцу регулярный, пусть и небольшой доход… Поэтому, эти «вроде бы» деньги кажутся даже лучше настоящих денег – «и каждый квартал настоящие деньги получаю, а, если захочу, всегда могу вынести их на рынок и там продать, получив за них сумму даже большую, чем заплатил при их покупке, ведь стоимость ценных бумаг на рынках, как будто, в общем и целом растет…» Отличные «как бы деньги»! Просто замечательные…

Так вот, таких «почти денег» у жителей планеты Земля на сегодня, по последним оценкам экономистов, накоплено уже более квадриллиона долларов!

Напоминаю читателям, что квадриллион, это – тысяча триллионов! Тысяча триллионов! Вот сколько великолепных «псевдоденег» лежит по сейфам и депозитариям. А под вот эти замечательные деньги уж точно никаких товаров и услуг в мире не только нет, но и не предвидится. А теперь, представь читатель, что какая-то часть счастливых владельцев этих чудесных «почти денег» в один прекрасный момент усомнится в их ценности…

Ну, скажем, под влиянием того печального факта, что никакого ежемесячного дохода по ипотечным облигациям, которые в неимоверных количествах выпускались американскими банками, владелец этих облигаций не получает и ему сказали, что из-за неплатежеспоспобности безработных негров, взявших ипотечных кредит, он получать и не будет… Так вот, если владелец этих ценных бумаг побежит на рынок, чтобы обратить эти отличные «почти деньги» в деньги реальные, что тогда произойдет?

Правильно! Даже крохотная часть от вот этого заоблачного квадриллиона (тысячи триллионов) долларов ценных бумаг моментально вычерпает все имеющиеся на рынке реальные деньги. Свободных денег у банков уже нет, а все новые и новые эшелоны ценных бумаг прибывают на рынок в надежде обменяться на доллары, евро и – простите меня – рубли… Ведь общая сумма всех этих ценных бумаг, накопленных человечеством, – в двадцать раз больше суммы всех товаров и услуг, имеющихся на рынке, и в десять раз больше, чем количество всех реальных денег, на активном рынке и в резерве имеющихся!

Вот так и возник страшнейший дефицит настоящих денег. Их счастливые обладатели попрятали живые деньги по сейфам и гарантированным депозитам, и ни в какую не хотят выносить их на финансовый рынок, чтобы снова приобретать «почти деньги», «вроде бы» деньги», «как бы деньги»…

В свое время победитель американской «Великой депрессии» президент США Франклин Делано Рузвельт с тревогой указывал, что предоставленная самой себе капиталистическая экономика, развиваясь, всегда будет рождать все больше и больше «квазиденег» - «ценных» бумаг, и все меньше и меньше реальных товаров, необходимых людям … Кажется, Рузвельт был прав.

В самом деле, чтобы получить, скажем, миллиард долларов прибыли, путем производства, например, зерноуборочного комбайна с бортовым компьютером, надо построить завод, приобрести соответствующие патенты, провести маркетинговую компанию и сделать еще очень много очень непростых вещей, - т. е. надо заняться организацией чрезвычайно хлопотного, мучительного и рискованного процесса производства реального товара. И тогда, возможно, если все будет хорошо, лет через десять-двадцать вы этот миллиард прибыли, может быть, и заработаете. Наряду, разумеется, с двумя инсультами, инфарктом и сахарным диабетом. Ну, а можно вынести на фондовый рынок акции вашей вновь образованной компании «Комбайн компьютер индастриз» и, при хорошо проведенной накануне рекламной компании, получить вот этот миллиард долларов прибыли за два торговых часа, к тому же, приятно проведя это время в соседнем ресторане за сочным куском мяса и хорошим красным вином. Что вы предпочтете, если Вы не мазохист, конечно?

Нет, деньги с планеты Земля, конечно, никуда не исчезли. Их не меньше, а куда больше, чем было еще, скажем, пару месяцев назад. Только вот пытаться спасти даже сотнями миллиардов долларов плана Полсона мировую финансовую систему невозможно. Ведь миллиардам Полсона, как и миллиардам, выброшенных на рынок другими Центробанками, противостоит гигантская Джомолунгма псевдоденег размером в тысячу триллионов долларов (!), которая жаждет превратиться в реальные деньги «для магазина». Но таких денег в мировой системе просто нет! Пытаться остановить разгорающийся кризис путем вливания дополнительных денег на мировые рынки, это - все равно, что пытаться срыть столовой ложкой гору. Конечно, деньги можно и напечатать. Даже и квадриллион…. Почему, нет? Но, тогда, стоимость булки хлеба будет где-то около тысячи долларов, а про квартирную плату я уже и не говорю…

Впрочем, мы-то и такое уже видели… Например, в годы нашей гражданской войны. А вот для американцев такая картина будет новым и увлекательным жизненным опытом.

Александр Стеклов