Станет ли Россия страной «белых негров»?

На модерации Отложенный

Последствия «продразвёрстки по культуре» мы пожинаем до сих пор... Так считает Савва Ямщиков, академик РАЕН, один из самых авторитетных реставраторов России.

50 лет он спасает то, что досталось нам от предков, - реставрирует иконы, борется за восстановление уникальных церквей Пскова, усадьбы «Абрамцево», за то, чтобы в России появился наконец музей Гоголя. Потому что твёрдо уверен: ни один экономический кризис, социальные реформы или политические конфликты не могут быть так губительны для нации, как вытаптывание её культурного слоя. А такое в нашей стране происходило, увы, не раз. И продолжается сегодня.

«Продналог» на культуру

Я не раз задавал себе вопрос: почему большевики, придя к власти в 1917 году, с такой яростью кинулись под корень вырезать наследие прошлых веков? Сваливать все грехи на народ бессмысленно. Далеко не всё крестьяне рвались ломать и поганить барское добро, мечтая нагадить на том столе, за которым Блок, к примеру, сочинял стихи. И сколько из них погибло, защищая усадьбы своих господ, до сих пор никто не подсчитал. Нет, не простые люди виноваты - всё было гораздо страшнее. Шло целенаправленное разрушение глубинных пластов культуры.
 
Эту политику - политику уничтожения - проводили Троцкий, Ленин и их приспешники. Знаете, что говорили эти вожди победившего пролетариата? «Из русских людей надо сделать «белых негров». А для такого «превращения» человека нужно прежде всего лишить основы - его культуры и его веры. Поэтому разорялись храмы, сдирались образа, грабились усадьбы. Этим занимались специально обученные бригады - этакая «продразвёрстка по культуре».

Конечно, вина интеллигенции в том, что произошло в России в начале ХХ века, огромна. Bсе эти Гиппиусы, Мережковские, Вячеславы Ивановы с их «башнями из слоновой кости». Они особенно виноваты, так как были высокообразованными людьми. Придуманный Солженицыным термин «образованцы» к ним не подойдёт. Мережковский всё искал Антихриста. А что его искать? Он сидел у него в квартире - в одном ряду с революционерами, которых эта семья принимала. Чем эти их искания кончились? В лучшем случае - заброшенной могилой на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Кустодиев станет бомжем?

А что сейчас? Я - член попечительского совета по закладке нового храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который возводится в одном из спальных районов Пскова. На церемонии сказал местным властям: «Наконец у вас храм пришёл к простым людям. Потому что вы особняками этих полуновых русских загадили город так, что начали гибнуть уникальные храмы». Я когда сегодня вижу Псков, у меня в голове звучит Седьмая, «Ленинградская» симфония Шостаковича. Нынешние демократы оказались верными продолжателями дела коммунистов.

Только те ломали и жгли ради идеи, а эти - ради наживы.
 
В игру вступила более мощная сила - деньги. Почему вдруг решили снести Центральный дом художника на Крымском Валу? Это здание никому не мешает, церковь Иоанна Воина на Якиманке не загораживает. Единственная его вина - расположено оно в самом центре города, где земля - золотая. А куда, ответьте мне, пожалуйста, вы денете те картины, что хранятся в расположенной в этом же здании части Третьяковской галереи, когда снесёте его и начнёте строить разрекламированный дом-«апельсин»? Там же и Петров-Водкин, и Кустодиев, весь ХХ век - блистательная эпоха в истории русской культуры.

У меня не только к городским властям претензии. А куда смотрели руководители всевозможных союзов - писателей, художников, кинематографистов, ВТО, когда на Гоголевском бульваре посадили этого чудовищного Шолохова? Вы, мастера, кричите о его значимости для российской культуры. Но чем больше любишь, тем больше бережёшь. Что же вы Шолохова от поругания не уберегли? Ведь ни для кого не секрет, что этот памятник в народе прозвали «Живодёрней».

Почему за празднование юбилея Гоголя должны биться три-четыре человека - Василий Ливанов, Игорь Золотусский, я? А где худруки тех театров, в которых идут спектакли по гоголевским пьесам и которые за счёт Гоголя делают сборы? До юбилея осталось пять месяцев, а так и не решены вопросы ни с изданием собрания сочинений, ни с открытием музея писателя.

Нас ранили в душу

Крупнейшими учёными сегодня доказано, что за минувшие 20 лет урон нанесён стране в 10 раз больший, чем за годы войны. Тогда, во время Великой Отечественной, нас ранили в тело, а теперь калечат душу. И это гораздо страшнее. Но я всё же остаюсь оптимистом. И скажу так: Россия и не такое переживала. В Смутное время тоже ведь душа была оплёвана. Но вылезли!

Очень важно, кто культуру эту будет нести, кто и как будет окормлять молодое поколение. Если их будет учить жизни галерист Марат Гельман, который устраивает перформанс с поеданием торта в виде тела Ленина. Или писатель Ерофеев, для которого вагинальная часть тела женщины - самое важное в жизни, с экрана телевизора будет вещать о чём-то? Или Гоголя в театре будут представлять так, как это сделал в Санкт-Петербурге режиссёр Фокин, - когда Хлестаков употребляет на сцене и жену, и дочку Городничего и плюёт в зал? Всё это по неустойчивой юношеской психике может очень больно ударить.

Поэтому, на мой взгляд, сегодня очень и очень нужна публицистика - чтобы разъяснять, что хорошо, а что - губительно для общества. А вот время серьёзной литературы пока не пришло. Хотя я уверен, что она уже зарождается, что где-то сидит какой-нибудь молодой парень, который пытается осмыслить эту эпоху. Потому что культура - истинная культура - вошла в наши гены. А это не задушишь!

Юлия Шигарева