Кудрин обещает падение российской экономики и рубля
На модерации
Отложенный
Будущее будет не таким, как написано в утвержденной вчера правительством программе-2020. Инфляция вырастет, а экономический рост снизится. Мир входит в черную полосу. И молодежь, которая привыкла к "обществу потребления", в одно прекрасное утро увидит, что карета превратилась в тыкву, а рысаки в яблоках - в обыкновенных серых крыс...
«Высокие темпы российского экономического роста во многом подпитывались извне — дорогой нефтью и дешевыми кредитами, объясняет Кудрин. «Мы готовы к снижению фундаментальных факторов: цен на нефть и притока капитала», — говорит он. Таково российское отражение мирового финансового кризиса. «Укрепления рубля больше не будет», — цитирует газета «Ведомости» выступление Кудрина на конференции «Рынки капитала. Россия на фоне мирового финансового кризиса», организованном газетой. «В этом году рост денежной массы составит 30-33%, а объема кредитования — 30-35%, предсказывает министр Кудрин. - Эти цифры «находятся в пределах разумного», но меньше, чем в прошлом году (50% — прирост денежной массы, 47% — объема кредитования). Для нашей страны такие показатели не являются рискованными, только «некоторым охлаждением» экономики, считает министр».
«Дешевые деньги за рубежом и низкая конкуренция создали в России «эффект теплицы», за это надо сказать спасибо Федеральной резервной системе, а не российским властям, согласен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Уже ясно, что рецессия в США остановит «горячечный рост» российской экономики. Опасность в том, что ничего подобного российская экономика еще не переживала, говорит банкир. В 2007 г. приток капитала по текущему и капитальному счету составлял $250 млрд, в 2008 г. будет $140 млрд, а в следующем году — еще меньше: $70 млрд, отмечает Вьюгин».
В то время как российские власти чувствуют, что земля уходит у них из-под ног, оппозиция, организационно разгромленная, но идеологически не сломленная, дает остроумные комментарии происходящему. В частности, по Интернету начала гулять "молитва отца Иоанна весьма скабрезного свойства. Увеличилось количество непрофессиональных прогнозов будущего, а количество профессиональных - уменьшилось. В России, как всегда, число грамотных аналитиков равняется нулю, а число позитивных мечтателей в преддверии кризиса - растет. В частности, кроме молитвы отца Иоанна Охлобыстина, известного своими приколами, в журнале "Огонек" появилась созвучная статья: Дмитрия Губина.
Автор - "представитель "среднего класса", разжиревшего в путинщину: "...Отказ от демонстративного потребления—по крайней мере от вызывающего демонстративного—вообще черта зрелых обществ. Именно по этой причине президент США носит на руке 50-долларовые часы американского производства Timex, а что носят на руке российские президенты, вы и без меня знаете. А отказ от надувания щек (или, как французы говорят, «надувания собственного я»), когда он войдет в привычку, может вообще изменить российскую реальность. Я даже попробовал составить список этих вполне разумных изменений.
1. Люди в городах пересядут из внедорожников в маленькие автомобили и начнут учиться ездить в экономичном режиме. Маленькие проще парковать, они мало гадости выбрасывают в атмосферу. Еще бы хорошо, как европейцам и американцам, научиться объединяться с соседями и брать на работу попутчиков: сегодня ты подвозишь их, завтра они тебя.
2. Люди станут ходить в рестораны ради кухни; рестораторы же перестанут искать дизайнеров и начнут искать поваров. В любом российском (как в любом европейском) городе появится, наконец, чайна-таун с массой шалманов, где дешево готовят свинину в кисло-сладком соусе. Пока что это счастье знакомо лишь питерцам: там китайских ресторанчиков штук 300. Кстати, появились они в таких количествах после кризиса 1998-го. Как и сетевые кафе и недорогие бизнес-ланчи в Москве.
3. Архитекторы начнут, наконец, думать о планировке и конструкции квартир, которые будут падать в цене, а потому их перестанут покупать с инвестиционными целями, отмеряя по метражу, как колбасу—по весу. Пока что по планировке любая «сталинка» дает фору современной «элите», где коридор с холлом часто 50 метров, а гостиная—40.
4. Люди перестанут покупать миллионнодолларовые загородные дворцы-сараи, потому что зимой их будет не протопить.
Комфортный скандинавский вариант—просторная кухня-столовая-гостиная, но крохотные спальни (зато у каждого своя)—был бы идеальным вариантом для среднего класса. С одновременным пониманием, что на 6 сотках можно строить дом в 80, но никак не в 800 метров.
5. Люди начнут делать ремонты своими силами и, наконец, поверят, что собственный талант и вкус имеет цену—при условии, конечно, что он представляет вариацию на тему некоего национального стандарта, который, в свою очередь, прорастает из природных условий.
6. Модными начнут считать те клубы, где играет хорошая музыка, а не где видели Ксению Собчак. Будет великим счастьем, если в Москве или Питере образуется нечто вроде лондонского Хокстона, где сконцентрированы лучшие танцевальные заведения, представляющие собой четыре голые стены, барную стойку и гениального диджея.
7. Будет развиваться интернет-торговля, постепенно откусывая оборот у больших магазинов, привыкших расходы на нерациональную логистику (и опять же НСП) перекладывать на покупателя. «Реальные» магазины вообще превратятся в выставочные залы: интернет-цены ниже магазинных обычно на четверть, а то и на треть.
8. И, наконец, главное: люди, надеюсь, от потребления предметов перейдут к уходу за собственной душой, как бы глупо это для многих ни звучало. То есть к ответам на главные вопросы—о смысле жизни, о следе на Земле, о дурных и добрых поступках. Душа, кстати, не меньше тела требует пищи, но пища эта духовная, а потому материальные ее носители недороги. Дешевы билеты на утренний сеанс, дешевы МР3 и DVD-диски (киноклассика в интернет-магазинах порой по 99 рублей за диск), смешных денег стоит абонемент в филармонию и билет на галерку, а хорошая книга обходится в цену того же бизнес-ланча. Все это в сумме преисполняет меня невероятным жизненным оптимизмом, хотя я ни чуточки не разделяю экономический оптимизм руководителей своей страны..."
Высказываются и депутаты левого толка.
Илья Пономарев ("Справедоивая Россия") написал в своем дневнике в ЖЖ: "Был тут на пресс-конференции Росбалта по вопросам развития информационного общества. Ну, слово за слово, заговорили о последствиях грузинской кампании для российской экономики. Коллеги, естественно, изложили точку зрения, что в принципе, конечно, она стала ударом по экономическому росту, но, типа, ничего страшного. Я пошел против течения и высказал другую позицию - что, как минимум, негатива в средне- и долгосрочной перспективе не будет, а как максимум - будет позитив.
Аргументы следующие: - негатива не будет, т.к. если уж дело ЮКОСа не смогло отпугнуть инвесторов, то их и дустом не взять; - американцы говорят о чем угодно и делают что угодно, кроме как то, что реально страшит российскую элиту - арест счетов; - позитив будет, потому что:
1. мы не вступим в ВТО
2. возможно, начнется позитивная дискриминация иностранных корпораций, можно ставить вопрос о законодательном закреплении практики оффсетных сделок, как в Китае и Индии.
3. Даже дальнейшее сворачивание демократии с точки зрения осуществления модернизационного проекта и внедрения инноваций будет иметь положительное влияние. Правда, для этого нужна другая элита и другая система, но это другой вопрос. Что характерно, никто не напечатал :)
" Тем временем, очертания действительности уже видны сквозь сумрак испуга путинских властей. В частности,темпы замедления экономического роста сказываются не только на биржах, где наблюдается рекордно падение фондовых индексов (капиталы уходят из России), но и в "бытовом секторе" - в строительстве, где прибыльность наблюдалась на уровне 1000%. Стоимость квадратного метра жилья эконом-класса, по признанию застройщиков, равнялась 800-1000 долларов, жилье торговалось на уровне 7000 долларов на квадратный метр. Нынче, в отсутствии сравнительно дешевых кредитов так называемые застройщики перестают строить, а так называемые покупатели жилья перестают вкладывать деньги в этот сектор экономики - квартиры не раскупаются по прежним ценам.
По данным некоторых агентств недвижимости, предложение квартир на вторичном рынке значительно превысило спрос. Это, несомненно, приведёт к падению стоимости жилья. В то же время застройщики стали испытывать финансовые трудности из-за снижения уровня доступности денег: кредиты стали дороже и менее доступны, и частные инвесторы стали терять интерес к этому сектору. Значит, упадёт объём строительства, что замедлит динамику падения цен.
Комментарии