Флот России и США покончит с пиратством
На модерации
Отложенный
Сегодня стало известно, куда именно шел украинский сухогруз и кому предназначались 33 танка Т-72. Сами пираты сказали прессе, что танки направлялись в Судан. Об этом сообщает AFP. Кроме танков там есть еще гранатометы и боеприпасы. Эту информацию подтвердил представитель Пятого флота ВМС США Натан Кристенсен. Ему неизвестно, правда, кто покупатель — легитимная армия Судана или повстанческая группировка.
Отметим, Судан, имеющий на западе конфликтную провинцию Дарфур, лишен ООН права покупать оружие. Хотя, по некоторой информации, на южный Судан этот запрет не распространяется. «Санкции и запреты на поставки, утвержденные ООН, в Африке действуют, хотя их нередко обходят», — заявил «Эксперту Online» информированный источник. На африканском континенте 53 страны, но лишь несколько из них могут гордиться реально избранными демократическим путем правительствами. В основном же у власти авторитарные, жесткие авторитарные или диктаторские режимы. Коррупция, нелегальные поставки оружия, межэтнические конфликты, подпитываемые вооружением извне, — это норма для этой части света.
Отметим, сама Украина устами главы министерства обороны Юрия Еханурова вчера заявила, что оружие предназначено Кении — и продажа делается государственной компанией «Укрспецэкспорт» на законных основаниях. Эксперты по вооружениям утверждают, что Кения предпочитает вооружение из США, Великобритании и Китая. Правда, пресс-секретарь кенийского правительства Альфред Мутуа заявил еще вчера, что партия танков «оплачена налогоплательщиками и предназначена для кенийских военных». Вместе с тем власти Кении заявили, что не будут вступать в переговоры по освобождению «Фаины». Мутуа пояснил: «Вмешиваться мы не будем, корабль пока так и не добрался до порта Момбаса, был захвачен в международных территориальных водах, а соответственно, ответственность за застрахованный груз целиком и полностью лежит на судовладельце. Мы постоянно следим за развитием ситуации вокруг судна и находимся в постоянном контакте с профильными международными организациями и службами безопасности заинтересованных стран».
Альфред Мутуа прав. Согласно общепринятой мировой практике «судам, перевозящим военную технику, предоставляется корабль сопровождения», а Украина не обеспечила должную охрану судна, заявил «Эксперту Online» источник в российских военных кругах. По его мнению, это может означать, что «перевозки вооружения осуществлялись не вполне законно».
В свою очередь, глава Восточно-Африканской морской программы содействия морякам в Кении Эндрю Мвангура не исключил того, что получателем груза может быть и Судан: ведь, по его информации, за прошедший год через Кению в эту страну прошли как минимум три партии оружия. Российские аналитики также подтверждают, что Кения, где ситуация далека от демократической и процедуры непрозрачны, может поставлять оружие в Дарфур.
Пиратские нервы сдают
Напомним, захват шедшего под флагом Белиза судна в нейтральных водах у берегов Кении 25 сентября осуществили три пиратских катера. В заложниках оказался 21 человек: трое россиян, 17 украинцев, один гражданин Латвии. Капитан судна, россиянин, вчера умер от гипертонического криза.
За освобождение экипажа и груза пираты потребовали выкуп 35 млн долларов, но, как сообщают мировые СМИ, позже сумма была снижена до 5 млн долларов. По словам Эндрю Мвангура, сумма была снижена из-за того, что экипаж судна — из Восточной Европы, а не из США, и что танки на борту «Фаины» не новые, а секонд-хенд. Вчера поступили сообщения, что пираты намерены начать разгрузку танков на берег.
Это заставило США подтянуть в этот район корабли Пятого флота ВМС и несколько вертолетов. Натан Кристенсен сообщил: «Наши корабли останутся там до самого конца, пока не завершатся переговоры между компанией-судовладельцем и бандитами».
По сообщениям ряда СМИ, три корабля взяли в кольцо «Фаину» и курсируют на расстоянии 16 км от сухогруза. Принадлежность судов неясна: одни ИА утверждают, что один из них — американский, другой — российский, а третий — неизвестно чей. Между тем помощник главкома ВМФ РФ Игорь Дыгало сообщил «Эксперту Online», что российских судов там нет. «Неустрашимый», всего несколько дней назад отправленный к берегам Сомали, ныне бороздит просторы Атлантики.
Киев не отправил к Африканскому Рогу флота для спасения граждан — он надеется на помощь США. И. о. председателя Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко ведет переговоры на сей счет в Вашингтоне и уже заявил, что помощь началась.
Должно быть, поэтому обстановка на «Фаине» нервная. Пираты заявили, что не боятся блокады американских судов, потому как на борту достаточно воды и еды. Вместе с тем террористы повздорили между собой и открыли огонь. Трое из них погибли. Как сообщают западные СМИ, ссора вызвана тем, что они не могли согласовать, что же делать с добычей.
Доходный промысел
С января 2008 года сомалийские пираты атаковали 62 судна, захватили в заложники 300 человек на 15 кораблях, сообщил глава Международного морского центра по сообщениям о пиратстве в Куала-Лумпуре Ноел Чонг.
Мировые ИА сегодня снова сообщили об очередной акции пиратов. Власти Греции подтвердили, что два дня назад в Аденском заливе у берегов Сомали захвачено третье за текущий месяц греческое торговое судно. Это танкер с химическими веществами из Европы, экипаж составляет 19 человек. Сомалийские пираты открыли огонь из автоматического оружия перед тем как подняться на борт — такова официальная информация.
21 сентября пираты у берегов Сомали захватили греческое торговое судно «Кептин Стефанос» под панамским флагом, перевозившее уголь. Нападение было совершено в 250 морских милях от побережья Сомали. А 8 сентября стало известно о захвате пиратами у побережья Сомали греческого торгового судна «Сентаури» с 25 членами экипажа на борту.
Пиратский бизнес процветает — террористы освобождают суда только после получения выкупа. Так, сегодня стало известно об освобождении похищенного три месяца назад японского судна «МВ Стелла Марис» — за него они «заработали» 2 млн долларов. Заместитель министра по делам рыболовства полуавтономной сомалийской провинции Пунтленд Абдулкадир Мусе Юсуф рассказал, что оно было захвачено бандитами 20 июля на выходе из Аденского залива. Пираты, получившие выкуп, еще находятся на борту, боясь быть арестованными местными властями. Сегодня же сообщили об освобождении — за 2 млн долларов — захваченного ранее судна «Бунга Мелати-5» из Малайзии.В руках сомалийских пиратов ныне находятся около 10 судов и более 200 моряков, передает ИТАР-ТАСС.
На суше в этой стране тоже неспокойно: сегодня в Могадишо, столице Сомали, погибли 9 человек и 10 пострадали — таков результат столкновений между исламистами и правительственными войсками. Боевики обстреляли из минометов столичный аэропорт во время приземления самолета со снаряжением для миротворческих сил Афросоюза. В ответ базирующиеся в районе президентского дворца правительственные войска и эфиопские военные, оказывающие им помощь, открыли огонь по позициям исламистов из тяжелой артиллерии.
Тяжелое детство
Истоки пиратства лежат в крайне неблагополучной ситуации в Сомали, хаосе, кровопролитных междоусобицах, в которые погрузилась страна в начале 1990−х, сообщил «Эксперту Online» Александр Ткаченко, руководитель Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН. Дело в том, что государство Сомали распалось в результате межэтнического конфликта, возникшего после провала авантюры 1977 года, связанной с попыткой властей Сомали присоединить часть Эфиопии — Огаден, где проживало сомалийское население.
«Идея создания Великого Сомали путем захвата провинции Огаден и части территории Кении была национальной идеей правительства страны, хотя и полностью противоречила положению Организации африканского единства о нерушимости границ. Государство Сомали, ранее бывшее колонией Италии и Великобритании, проигнорировало этот принцип. Но операция не удалась. Эфиопия пользовалась тогда поддержкой СССР и Кубы. Помогали в той или иной форме, улаживали конфликт в Эритрее — части Эфиопии, которая из мятежной территории превратилась в самостоятельное государство», — пояснил Ткаченко. По его словам, поражение Сомали дало толчок развертыванию сепаратистских настроений и привело к расколу. Могадишо тогда поставил крест на объявленной в 1960−е годы соцориентации, а место советской военно-морской базы заняла американская.
Среди территорий страны обособились Джубаленд (крайний юг), Пунтленд (северо-восток), Cомалийская республика (юг), Сомалиленд (северо-запад), Центральные штаты Сомали (центр). Ряд территорий не имеют какой бы то ни было централизованной власти вообще и управляются главами местных племен. В ходе конфликтов с момента распада страны пострадали сотни тысяч и даже, по некоторым данным, до миллиона человек. «Здесь почти 20 лет нет единого государства, хаос, локальные и широкомасштабные военные действия между различными этническими группировками, поэтому бандиты действуют и на суше, и на море», — отметил эксперт.
В 2000 году была предпринята попытка объединения страны, когда представители полевых командиров, собравшись в Джибути, по соседству с Сомали, избрали президентом выпускника советского вуза Абдул-Кассима Салат Хассана. Однако ему отказались подчиниться полевые командиры, пользующиеся поддержкой Эфиопии. В 2004 году Эфиопия лоббировала создание альтернативного временного правительства, возглавил которое Абдуллахи Юсуф Ахмед.
Весной 2006 года Могадишо стал ареной боев между исламистами из Союза исламских судов и проамериканскими полевыми командирами из Контртеррористического альянса за возрождение мира. 5 июня 2006 года Союз исламских судов установил полный контроль над столицей, решающую роль в этом сыграли формирования полевого командира «Индаада». И в сентябре Союз исламских судов без боя установил контроль над стратегическим портом Кисмайо.
В конце 2006 года Эфиопия вмешалась в конфликт на стороне полевых командиров, разбила военные формирования Союза исламских судов и водворила в Могадишо правительство Юсуфа Ахмеда, однако ситуация была и остается напряженной, администрация не контролирует большую часть страны. По некоторым сообщениям, в Сомали просочилась «Аль-Каида», обосновалась там и ведет привычную работу.
Бой «веселому Роджеру»
Мир может справиться с пиратами. Но только если объединится, полагает Александр Ткаченко. «США, Великобритания, Франция, Италия, Россия — антитеррористическая коалиция, возникшая после 11 сентября 2001 года, — в состоянии коллективными усилиями, разделив зоны ответственности в этом районе, дать отпор пиратам», — уверен он. Почему это не сделано до сих пор? Аналитики полагают, что одна из причин — похолодание в отношениях между членами этой коалиции, другая — сложность выработки международного механизма давления на морских террористов. Этот процесс развертывается, но медленно, уверен Александр Ткаченко.
Похоже, он прав. До сих пор только Франция отважилась на акцию в защиту захваченных пиратами граждан. 16 сентября французский спецназ провел вторую силовую акцию по освобождению граждан Франции. Морские разбойники были схвачены и осуждены.
США и Россия озаботились проблемой недавно. 23 сентября 2008 года Москва заявила, что присоединяется к международной борьбе с морским пиратством в прибрежных водах Сомали. И отправила к берегам этой страны сторожевой корабль «Неустрашимый». Об этом заявил главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий. Но в российском военно-морском ведомстве заверили, что решение об отправке судна в зону конфликта принималось еще до инцидента со злосчастным украинским сухогрузом. «Присутствие российских военно-морских сил в регионе необходимо для профилактики подобных ситуаций, чтобы захватов не случалось впредь», — разъяснили «Эксперту Online» в ВМФ. По словам источника, цель — отнюдь не ведение переговоров об освобождении украинских и российских моряков и уж тем более не силовой путь решения проблемы. Основная задача — патрулирование. Источник напомнил, что согласно Конвенции ООН о борьбе с пиратством от 1982 года РФ, как и любое другое государство, находящееся в регионе, имеет право вмешиваться в ситуацию, однако любые решения должны приниматься «согласно правилам военной иерархии» и «в тесном сотрудничестве с внешнеполитическими ведомствами».
Кроме психологического давления, которое, несомненно, усложнит жизнь разбойникам, необходимы и дипломатические усилия. Речь идет о воссоздании единого государства на обломках бывшего Сомали. Среди наиболее благополучных из самопровозглашенных на территории развалившегося государства такая идея высказывается, кроме того, в более спокойных соседях заинтересованы и сопредельные государства. По мнению экспертов, не исключено, что из осколков все же удастся создать единую страну. Формат может быть какой угодно — важна адекватность и хотя бы минимальная стабильность.
Евгения Новикова, Вера Холмогорова
Комментарии