Мусоросжигательные заводы: спасение города или его самоубийство?

На модерации Отложенный

Весной столичные министры одобрили новую "мусорную" программу, по которой в ближайшие годы в Москве возведут 6 мусоросжигательных заводов вдобавок к 3 уже существующим ("Известия" подробно писали об этом 12.03.2008). Экологи немедленно окрестили проект "самоубийством Москвы", сопроводив свои аргументы картой будущих заводов, зоны вредного воздействия которых охватывают большую часть города плотным ядовитым кольцом. Сегодня под обращением к президенту с требованием ввести мораторий на строительство МСЗ уже поставили подписи более 20 тысяч москвичей - в первую очередь те, под чьими окнами вырастут заводы. Есть свои серьезные аргументы и у сторонников мусоросжигания: "утонуть" в мусоре ничем не лучше, чем задохнуться, сжигая его. Неужели нет другой альтернативы, не такой самоубийственной?

Для начала немного статистики. Москва производит по 14 тысяч тонн мусора ежедневно. До сих пор львиную долю отходов вывозили и закапывали на подмосковных мусорных полигонах. В прошлом году Росприроднадзор закрыл почти десяток свалок в Мособласти как не соответствующие экологическим нормам. Открывать для соседа новые полигоны подмосковные власти не спешат - своего "добра" девать некуда. Так что мусорная революция не просто назрела - перезрела: для столичной мэрии это вопрос "санитарной независимости".

В обширной программе, изложенной в постановлении правительства Москвы от 22 апреля 2008 года "О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве", помимо строительства мусоросжигательных заводов есть еще много пунктов. В том числе такие, с которыми самый оголтелый "зеленый" не может не согласиться. Например, сократить в 2015 году количество бытовых отходов, вывозимых на свалки, с 80 до 27-37%. Построить несколько мусороперерабатывающих комплексов, где бы принимали и превращали отходы во вторсырье. Еще раз попытаться научить граждан сортировать мусор - создать для этого обучающий центр, поставить контейнеры для раздельного сбора.

Но тем не менее затраты на строительство заводов составляют почти 70% всех средств программы. И конкретная работа по проектированию и возведению МСЗ уже началась. При этом планы по строительству заводов тщательно скрываются, но жители окрестных районов проявляют чудеса изобретательности, чтобы добыть и подтвердить информацию о грядущем пришествии завода. Что несомненно добавляет нервозности: скрывают - значит, действительно дело нечисто...

Так опасны заводы или нет? Во вторник "Известия" попросили представить свои точки зрения на проблему двух антагонистов - убежденного сторонника мусоросжигания и принципиального его противника.

Генеральный директор ГУП "Экотехпром" Александр Смирнов: "Вся Европа стоит на мусоросжигании"


Глава крупнейшей в Москве организации санитарной очистки, владеющей двумя мусоросжигательными заводами, несколькими полигонами и сортировочными комплексами, Александр Смирнов уверен: вред от мусоросжигания сильно преувеличен.

вопрос: Экологи утверждают, что в окрестностях завода люди (особенно дети) в два раза чаще болеют раком.

ответ: Это ложь. Ну что вы говорите - у меня тесть умер от рака, так он завод ни разу не видел. Умирали ли на заводе? Да, двух человек я знаю - так они курили как паровозы. На самом деле завод не "ходит под себя". Рядом с нами Алтуфьевское шоссе - от него загрязнений гораздо больше, чем от нас.

в: Самое опасное, по словам экологов, - образующиеся после сжигания мусора диоксины, сильнейшие канцерогены.

о: Диоксины - особая "песня", которой всех пугают. Да, они могут образоваться, если в сжигаемом веществе есть молекулы хлора, в частности поливинилхлорид - упаковка, изоляция, крышка от бутылки. Чтобы вероятность образования диоксинов была меньше, созданы специальные условия - они обеспечиваются устройством котла, технологическим режимом его работы и компьютерным управлением. Дым в котле должен находиться не менее 2 секунд - за эти 2 секунды диоксины успевают разложиться. Даже если они не разложились, то улавливаются с помощью активированного угля и гашеной извести. Так же очищается дым на европейских МСЗ. Очистка позволяет обеспечить выход диоксинов 0,1 нанограмма - даже атомный хроматограф может уловить их следы только после пропускания дыма через специальный фильтр в течение 8-10 часов.

в: Есть мнение, что заводы для Москвы покупаются устаревшие.

о: Врут ребята самым бессовестным образом! Вот сравните технологическую линию нашего завода, завода в Лионе и в Лондоне. Найдите 33 отличия. Не найдете! И сжигание колосниковое, и сортировки нет, и газоочистка такая же. Вся Европа стоит на мусоросжигании - в Швейцарии на 7 млн населения 14 мусоросжигательных заводов. В Париже - 12, причем 2 - в старом Париже, при этом один из них больше, чем 3 московских.

в: А как же токсичная зола, образующаяся после сжигания?

о: Остатки мусоросжигания составляют 25% от массы сожженного. Причем три четверти - шлак, он не вреднее бытового мусора. Его можно засыпать при рекультивации карьеров. Одна четверть - зола, смесь токсичных веществ, которые были поглощены известью и активированным углем, с инертными веществами (вроде хлористого кальция или гипса). Она с помощью специальных технологий обезвреживается и смешивается с песком. Вот и все. Голландцы этим дамбы морские отсыпают - а у нас все вредно...

в: Почему в Москве не сортируют мусор, как в развитых странах?

о: Почему не сортируют? Мы подсортировываем перед сжиганием - где-то 10% отправляем на переработку.

Больше не получается - мусор спрессовывается в мусоровозах с уплотнением от 3 до 5,5 раза, из этого кишмиша, где пищевых отходов около 30%, отобрать что-то более солидное технически невозможно. Кстати, "Экотехпром" начал первый в Москве эксперимент по раздельному сбору - в Алексеевском районе мы поставили 6 разноцветных контейнеров, кидали в ящики агитационные листовки, ходили по квартирам. К сожалению, плохо получилось. Менталитет надо воспитывать с детства.

в: То есть дело в людях?

о: Не только - на Западе в мегаполисах тоже не идет раздельный сбор мусора. Идет в маленьких городах, где каждый домовладелец заключает контракт с возчиком: хочешь - сортируй и плати 50 евро, не хочешь - вот тебе один контейнер, бросай все подряд и плати 150 евро. Они федеральными законами заставили людей разделять все по контейнерам. Ну и, конечно, все это легло на менталитет немцев, австрийцев, на их уважение к закону и любовь к стукачеству.

в: Можно же как-то стимулировать этот процесс...

о: Можно, но нужна федеральная политика. В американских и европейских законодательствах электричество с МСЗ принимается дороже, а у нас дешевле. Продукты переработки МСЗ - шлак, асфальт - их дорожники обязаны использовать не менее 20%. У нас такого закона нет. В сложившихся условиях перерабатывать мусор просто невыгодно. Недаром в эту сферу пока не пришел ни один частник.

Координатор токсической программы "Гринпис Россия" Алексей Киселев: "В печь идет все подряд"

Главными противниками мусоросжигания остаются "зеленые" - именно они инициировали сбор подписей под обращением к президенту с просьбой ввести мораторий на строительство МСЗ. Свои аргументы "Известиям" изложил координатор токсической программы "Гринпис Россия" Алексей Киселев.

вопрос: Ваши оппоненты утверждают, что вся Европа "стоит на мусоросжигании" - без заводов не обойтись.

ответ: Да, в Европе жгут мусор - но подготовленный, рассортированный, в котором нет опасных элементов. В Москве в печь идет все подряд - пищевые отходы, пластик, батарейки, телевизоры... При этом выделяются диоксины - одни из самых ядовитых веществ и сильнейшие канцерогены. Строительство МСЗ не решает проблему исчерпанных свалок - после сжигания остаются высокотоксичная зола и шлак, которые тоже нужно где-то захоранивать. В программе написано, что город потратит 3 млрд евро на то, чтобы сжечь 2 млн 800 тысяч тонн отходов, построит еще на 7 с половиной млн тонн свалок и что-то попытается отсортировать. Но количество мусора из года в год растет, и каждые несколько лет при таком подходе будут требоваться все новые заводы и свалки. Это тупик. Пока мы не начнем минимизировать количество мусора и заниматься раздельным сбором, проблему не решить.

в: Говорят, что в мегаполисах на Западе раздельный сбор мусора тоже идет плохо - как правило, только в мелких городах, где хозяева заключают с санитарными компаниями индивидуальные договоры.

о: Торонто - большой город? Знаю 26-этажный дом на центральной улице, который не имеет мусоропровода и полностью сортирует мусор. В Амстердаме тоже раздельный сбор отходов. Нью-Йорк, город немаленький, долго занимался созданием системы рециклинга (переработки во вторсырье. - "Известия"), сортировки, раздельного сбора. В этом году городские власти опубликовали доклад, в котором говорится, что процесс начал приносить прибыль. Все эти разговоры о том, что москвичи не могут разделять мусор, - от лукавого. Просто чиновники не в состоянии нормально организовать этот процесс. Надо перестать бояться собственного народа. Наш опыт организации раздельного сбора в Санкт-Петербурге подтверждает: там, где контейнеры хорошо обслуживаются, горожане собирают мусор раздельно даже без особой агитации.

в: Руководитель МСЗ убеждает "Известия", что завод не представляет экологической опасности: система газоочистки гарантирует обезвреживание выбросов.

о: 100%-ной газоочистки не бывает - от 60 до 99%, в зависимости от вещества. Законы химии не отменить - ничто не берется из ниоткуда и не исчезает бесследно. Если выбросы очищены, то диоксины и тяжелые металлы остаются в золе - ее нужно где-то захоранивать.

в: Ваш оппонент утверждает, что зола вовсе не токсичная и ее можно обезопасить и переработать в материалы для строительства дорог.

о: Никто не может утверждать, что эти материалы не токсичны. В мире накоплена масса данных, которые подтверждают, что это не так. Если бы все было нормально, их бы везде использовали, между тем в Голландии их засыпают в соляные шахты, в Германии - закапывают на спецполигоне. В Штатах до сих пор идут дебаты насчет того, пригодны эти материалы к использованию или нет. Известно, что при воздействии влаги из золошлаковых отходов МСЗ происходит выщелачивание вредных веществ. Несколько лет назад к нам обратились жители одного садоводческого товарищества в поселке Родники Раменского района Московской области, у которых дороги оказались посыпаны отходами МСЗ. Мы делали исследование на тяжелые металлы - их было достаточно много. Было заведено дело об административном правонарушении, виновных оштрафовали.

в: Какую альтернативу вы предлагаете?

о: Срочно принять закон "О переработке отходов" и ввести запрет на сжигание. Ввести мораторий на строительство новых МСЗ. Разработать и принять пакет законов, направленных на создание безопасной системы обращения с отходами - системы их раздельного сбора и переработки. Иначе мы и наши дети поплатимся собственным здоровьем.

Анна Гараненко